Нефтяные компании США обратились к американскому правительству с просьбой отменить эмбарго на экспорт нефти, действующее с 1973 года. Об этом в пятницу сообщил Bloomberg. По данным агентства, к властям США в среду обратились главы одиннадцати компаний, среди которых такие крупные игроки, как ConocoPhillips, Marathon Oil и Chesapeake Energy. Свои доводы они изложили советнику Барака Обамы по энергетической политике Брайану Дизу и ряду конгрессменов.
Американские нефтяники хотят добиться выхода на мировой рынок в том числе и в связи со значительным разрывом цен на американскую легкую нефть марки WTI и североморскую нефть Brent, пишет Bloomberg.
На сегодняшний день спред между этими сортами составляет около $10 за баррель. По итогам пятничных торгов на нью-йоркской бирже NYMEX цена WTI составила $44,84, Brent на Лондонской бирже стоил $54,67, причем последние дни цены стабильно опускаются. Eще в начале недели Brent стоил порядка $60, а WTI балансировала около отметки $50 за баррель.
Причем падают цены в первую очередь на данных о растущих запасах и добыче США. Как сообщало американское минэнерго, за неделю со 2 по 8 марта запасы выросли на 4,5 млн баррелей и достигли 448,9 млн баррелей, что является абсолютным рекордом за последние 80 лет.
Производство нефти за тот же период выросло до 9,37 млн баррелей в сутки — максимальный уровень с 1983 года.
Вице-президент Argus Вячеслав Мищенко говорит, что пока заявления о выходе на мировой рынок выглядят скорее лоббистскими — ряд игроков пытаются открыть для себя новый канал поставок. «Однако в Америке более 5 тыс. нефтяных компаний, и отмена экспортного эмбарго, выгодная кому-то, кого-то, напротив, разорит», — указывает эксперт.
Это связано с тем, что на мировом рынке нефти уже сейчас наблюдается значительное превалирование предложения над спросом. По оценкам Argus, в первом полугодии 2015 года излишек составляет около 300 млн баррелей.
«Масштабный выход американской нефти на мировой рынок обрушит цены на нефть, разница в цене WTI и Brent исчезнет очень быстро, а учитывая, что себестоимость добычи снижается гораздо более медленными темпами, падение цен ударит в том числе и по американским компаниям», — предупреждает Мищенко.
Насколько упадут цены с выходом на мировой рынок американской нефти, по словам Мищенко, сейчас сказать сложно, так как все будет зависеть от объемов.
А вот глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков полагает, что у американских нефтяников просто нет другого выхода, кроме как искать новые рынки. Дело в том, что в США заканчиваются свободные мощности для хранения нефти. В начале недели The Wall Street Journal сообщала, что американские хранилища заполнены на 70%.
«Велик риск того, что в ближайшие месяцы в США не останется физических мощностей для хранения нефти, — предупреждает Крюков. — В этом случае нефтяные цены на внутреннем рынке Штатов рухнут, так как добыча продолжается, но девать нефть уже некуда».
Впрочем, если американская нефть выйдет на мировой рынок, ситуация ухудшится уже для всех игроков. По словам Крюкова, страны ОПЕК будут вынуждены начать конкурировать с американской нефтью за потребителя. А бороться они могут только ценовыми методами.
«Это будет уже не просто игра на понижение, это будет игра на выживание, борьба за долю рынка», — говорит эксперт.
Именно за долю рынка боролась лидер ОПЕК Саудовская Аравия, которая в ноябре прошлого года пролоббировала решение картеля о сохранении квот на добычу. Это привело к дальнейшему падению нефтяных цен, что сказалось на американских проектах по добыче сланцевой нефти (инвестиции в них стали сокращаться, часть компаний даже обанкротилась). Саудиты старались не выпустить Америку на мировой нефтяной рынок, оказывая также дополнительное давление на цены при помощи дисконта, который они предоставляли своим клиентам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Однако после ряда скидок для азиатских покупателей в начале марта саудиты внезапно заявили о повышении цен для них. Рынком это было воспринято как сигнал к окончанию американо-саудовской ценовой войны, эксперты сочли, что Саудовская Аравия заняла ту долю на рынке, которую хотела.
Особенно болезненно любое понижение нефтяных цен для России, чей бюджет более чем на 50% зависит от нефтегазовых доходов (а экспортные цены на газ привязаны к ценам на нефть). В пятницу Федеральная таможенная служба опубликовала данные, из которых следует, что в январе доходы России от экспорта нефти снизились по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 41,69% и составили $7,854 млрд. При том, что объемы экспорта выросли на 8,5%, до 19,641 млн тонн.