2014 год стал одним из рекордных по объему венчурных инвестиций в американские интернет-компании, говорится в совместном отчете MoneyTree, PriceWaterhouseCoopers и Национальной ассоциации венчурных капиталистов США. В прошлом году начинающие американские интернет-компании в общей сложности привлекли $11,9 млрд инвестиций, что на 68% превышает показатель годичной давности. Производители софта и вовсе получили от венчурных капиталистов рекордные $19,8 млрд, или на 77% больше, чем годом ранее.
Общий объем венчурных инвестиций в США по итогам года составил $48,3 млрд, а рынок стал свидетелем двух рекордных инвестиционных сделок на сумму свыше $1 млрд и 40 сделок на сумму не менее $100 млн.
В Европе, по данным CB Insights, общий объем венчурного финансирования за год вырос на 78%, до $5,7 млрд.
При этом масштабные денежные вливания венчурных фондов приводят к быстрому росту капитализации молодых компаний. К примеру, привлекший в ушедшем году $1,2 млрд сервис заказа онлайн-такси Uber подорожал сразу в 12 раз, до $41,2 млрд. А мессенджер Snapchat, по информации Financial Times, после новости о возможном привлечении $500 млн инвестиций взлетел в цене сразу до $16 млрд.
Такой рост объема инвестиций отразился и на фондовом рынке. Индекс американской фондовой биржи NASDAQ (на ней размещаются в основном IT-компании) впервые за 15 лет превысил отметку 5000 пунктов.
Однако столь стремительное развитие рынка высоких технологий невольно заставляет проводить параллели с кризисом 15-летней давности. Тогда молодые компании тоже привлекали серьезные инвестиции и проводили рекордные IPO. Впрочем, закончилось это все финансовым кризисом, названным впоследствии пузырем доткомов.
Некоторые из экспертов прямо предрекают рынку высоких технологий повторение ситуации 2000 года. Так, глава Euro Pacific Capital Питер Шифф обвиняет в надувании нового пузыря Федеральную резервную систему США. «Если бы не запущенная ФРС программа количественного смягчения и сниженная ключевая процентная ставка, успех NASDAQ был бы куда более скромным. Мы подняли рынок с помощью искусственных подпорок, а вот поддерживать его без них не сможем», — цитирует эксперта CNBC.
Главный аналитик Phoenix Financial Уэйн Кауфман в ответ возражает, что с 2000 года рыночные условия претерпели серьезные изменения, так что повторения пузыря ждать не стоит.
«Сегодня у компаний чистая прибыль при пересчете на одну акцию в среднем выше цены этой акции в 19,6 раза! К тому же в 2000 году у рынка не было возможности свободно вывести потоки наличности и отсутствовала дивидендная доходность», — считает он.
Профессор финансовой истории Stern School of Business Ричард Силла в свою очередь призывает обратить внимание на изменения в психологии инвесторов, ведь теперь они постоянно задумываются о том, какую прибыль реально смогут извлечь из проекта. «Я не верю в повторение ситуации 2000 года», — утверждает профессор.
Однако, по мнению Шиффа, новый пузырь уже образуется и может лопнуть в обозримой перспективе. «На рынке огромное количество ярких имен, которые слишком позитивно воспринимаются рынком. Взять ту же Uber — оценка рыночной стоимости компании просто абсурдна! Да и большинство подобных проектов не соответствуют своей миллиардной рыночной капитализации, ведь на самом деле они не генерируют и никогда не будут генерировать серьезную прибыль», — резюмирует эксперт.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян склонен менее критично оценивать сложившуюся ситуацию.
По его мнению, определенный перегрев на рынке сегодня очевиден, но создается он не из-за роста котировок интернет-компаний на NASDAQ, а из-за избытка инвестиций на всей стадии становления проекта.
«Компании в любой момент могут привлечь финансирование и при этом не беспокоиться за прозрачность операций и свою финансовую отчетность. Так что пузырь может лопнуть скорее в инвестсекторе, а это приведет к краху системы венчурных фондов», — считает Казарян.
Однако большинство российских высокотехнологичных компаний не сильно пострадает от подобного развития событий, ведь они уже успели понести ощутимые потери из-за кризисного положения отечественной экономики и ухудшения международной политической обстановки.
Несмотря на то что в 2014 году Россия заняла четвертое место в Европе по размеру инвестиций в стартапы с показателем $323,9 млн, котировки российских компаний на NASDAQ существенно снизились. Так, в начале февраля 2015 года цена акций «Яндекса» и вовсе упала до $14,14 — минимальной отметки за всю историю размещения.
«У отечественных компаний в ближайшие пару лет элементарно не будет средств для вложения в какие-либо перспективные проекты, а число частных инвесторов и венчурных фондов в кризис стремительно сокращается. Так что российским стартапам в ближайшие пару лет вряд ли стоит рассчитывать на привлечение финансирования. Однако это может пойти российскому венчурному рынку на пользу и избавит его от бесперспективных и коммерчески невыгодных проектов», — резюмирует Казарян.