Рубль значительно укрепился к евро, отыграв более 2 рублей за четверг и пятницу. С начала марта европейская валюта потеряла свыше 5 рублей (курс доллара потерял около 3 рублей, опустившись ниже 60 рублей).
Помимо нефти, которая стабильно держится на уровне $60 за баррель марки Brent, поддержку рублю оказывает падение курса евро по отношению к доллару, которое ускорилось после заседания Европейского ЦБ в четверг.
Председатель ЕЦБ Марио Драги объявил, что программа количественного смягчения стартует 9 марта. Она предполагает выкуп гособлигаций на сумму до 60 млрд евро в месяц. Срок окончания действия программы – сентябрь 2016 года. Таким образом, всего ЕЦБ может потратить на QE до 1,14 трлн евро. При этом Марио Драги заявил, что программа может быть продолжена и после оговоренной даты, если регулятору не удастся добиться установленных целей. Это поддержание экономического роста и достижение годового уровня инфляции в 2%. ЕЦБ оставил на прежнем уровне в 0,05% ключевую ставку и ставку по депозитам на уровне минус 0,2%.
Несмотря на то что все это было ожидаемо, рынок отреагировал падением евро до заседания и после. В четверг евровалюта опускалась к доллару к минимальному за 11 лет уровню в 1,1 доллара, а в пятницу ушла к отметке 1,09 доллара. Сейчас аналитики обсуждают вопрос, как быстро евро и доллар достигнут паритета.
Аналитик RIA Capital Markets Ник Стаменкович полагает, что высока вероятность достижения паритета пары евро/доллар к концу этого года, а аналитик Swissquote Bank Люк Люэ считает, что это может произойти уже в апреле — мае. Разница в оценках объясняется прогнозами относительно того, когда Федеральная резервная система США (ФРС) повысит свою ключевую ставку и тем самым еще больше укрепит доллар.
«Несмотря на заявления, что регулятор сделает это не раньше 2016 года, лично я полагаю, что это может произойти уже в июне. Ситуация может проясниться в середине марта после очередного заседания ФРС. По его результатам рынкам станет относительно понятно, собираются ли в США придерживаться дальнейшего ужесточения монетарной политики. В то же время в Европе в скором времени стартует программа количественного смягчения, что поддержит нисходящий тренд европейской валюты. Так что достигнуть паритета валютная пара доллар/евро может уже к апрелю — маю нынешнего года», — рассказал Люэ «Газете.Ru». По его словам, многое также будет зависеть и от показателей экономики США, таких как инфляция и уровень безработицы.
Стоит отметить, что пока ЕЦБ крайне спокойно взирает на падение курса евро. Причина проста: регулятор рассчитывает, что слабая валюта даст конкурентные преимущества европейским производителям, прежде всего компаниям-экспортерам. Для Европы это крайне важно, поскольку доля экспорта в ВВП ключевых экономик Старого Света весьма велика. Так, Германия — признанный экономический локомотив еврозоны — в прошлом году, по данным Eurostat, поставила на экспорт товаров на сумму 1,326 трлн евро. Это 45,7% от ВВП страны. Соотношение экспорта к ВВП у Италии — 29,3%, у Франции — 28,4%.
При этом для США укрепление доллара несет немного проблем, говорит Люк Люэ. «Экспорт в структуре государственных доходов США занимает лишь 13%, так что рост курса доллара не критичен», — считает эксперт.
«Падение евро станет основным драйвером для экономики стран ЕС и в первую очередь позволит нарастить экспорт и побороть безработицу. В то же время экономика США в большей степени зависима от объемов потребления внутри страны, но слишком быстрый рост курса доллара может снизить экспортные доходы американских компаний», — соглашается Ник Стаменкович.
Глава ЕЦБ Марио Драги, выступая на пресс-конференции по итогам заседания регулятора, сообщил, что прогноз по росту ВВП еврозоны в 2015 году повышен с 1 до 1,5%, в 2016-м — с 1,5, до 1,9%. А вот инфляция, согласно ожиданиям ЕЦБ, будет нулевой, тогда как ранее прогнозировался рост цен на 0,7%.
Впрочем, эксперты не уверены, что ЕЦБ удастся выйти даже в ноль. В январе этого года, по данным Eurostat, в 28 странах ЕС была зафиксирована дефляция в 0,5% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а в еврозоне цены сократились на 0,6%. Падение потребительских цен в январе было самым высоким с 1997 года.
По результатам опроса, проведенного международным рейтинговым агентством Fitch, 65% инвесторов оценивают риск дефляции как высокий (в октябре 2014 года таковых было 53%). Лишь 27% инвесторов считают, что QE будет способствовать решению проблемы дефляции. Тем не менее ЕЦБ должен использовать все способы борьбы с падением цен, дабы избежать негативных эффектов в виде сокращения корпоративных и частных доходов. Пока, впрочем, дефляция оказывает стимулирующее воздействие на потребительский спрос.
Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ (организация запрещена в России) «Норд-Капитал», не исключает, что хладнокровие, с которым ЕЦБ взирает на падение курса евро, может быть связано с желанием снизить стоимость долгов стран еврозоны. В связи с этим он допускает, что доллар может продолжить дорожать и дойдет до уровня 0,8 евро и ниже. Это оставляет неплохие перспективы для дальнейшего укрепления рубля, при условии, конечно, что нефть не скатится с нынешних $60 к $40–50 за баррель.