Тюменская авиакомпания «ЮТэйр», задолжавшая кредиторам десятки миллиардов рублей, намерена продолжить борьбу за свое выживание. Для решения долговых проблем авиакомпания разработала несколько схем получения госгарантий, на разные суммы.
«Есть несколько вариантов — от 18 млрд руб. до 40 млрд руб.», — рассказывает гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов. Все это в рамках постановления правительства, которое предусматривает выдачу госгарантий в размере до 50% от финансового долга — от максимально возможного до минимально необходимого, уточняет он.
Правительство финальное решение пока не приняло. «Готовим документы. Мы еще их до конца не сформировали», — говорит Мартиросов. Впрочем, это не мешает авиакомпании уже вести переговоры с банками-кредиторами.
Серьезные проблемы у перевозчика начались еще в прошлом году. При существенном ухудшении ситуации на рынке кредитования, которое совпало по времени со значительным повышением курса доллара по отношению к рублю, авиакомпания оказалась в весьма неблагоприятных условиях. В конце прошлого года «ЮТэйр» сообщала, что ее долг, включая лизинг самолетов, превысил 167 млрд руб. (63,6 млрд перед банками и 85,2 млрд руб. перед лизинговыми компаниями). Компания начала переговоры о реструктуризации долга, а также несколько судебных тяжб со своими кредиторами, которые по решению суда уже успели наложить арест на ряд активов компании, включая летную технику. К слову, крупнейшим кредитором компании является Альфа-банк, который через суд требует от «ЮТэйр» $42,4 млн и 116 млн руб. просроченных выплат по кредитам, а также добивается ареста принадлежащего компании имущества.
В своих проблемах «ЮТэйр» не одинока. Так, например, в конце января ВТБ потребовал признать банкротом чартерного авиаперевозчика «ВИМ-Авиа», который задолжал банку менее $3 млн. В конце января защиту от кредиторов попросила авиакомпания «Ак барс аэро». Банкротства авиакомпании потребовало ООО «Склад временного хранения М7», которому «Ак барс аэро» задолжала 15 млн руб.
Сейчас авиакомпания вынуждена отказываться от инвестиционных проектов. «От всего нового, дорогого флота будем вынуждены отказаться до периода следующего высокого состояния индустрии и сосредоточиться на классических маршрутах», — говорит Мартиросов. В «ЮТэйр» все еще надеются преодолеть кризис, запустив программу оптимизации расходов на 5 млрд руб. в год, о которой авиакомпания объявляла летом. В программу входят отказ от неприбыльных маршрутов, сокращение персонала и флота, уменьшение времени обслуживания пассажиров. В рамках данной программы АК «ЮТэйр» приняла решение сократить 20% рейсов и 10% персонала. Сейчас перевозчик ведет переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок воздушных судов. По контракту поставка 20 самолетов А321 и 40 самолетов Boeing 737-800NG и 737-900NG была рассчитана на 2013–2015 и 2013–2016 годы соответственно.
«ЮТэйр» получит госгарантии, полагают эксперты. В конце прошлого года госгарантии на 9 млрд руб. получила авиакомпания «Трансаэро». «Это крупные перевозчики, выполняющие социальную функцию, и государство не хотело бы допустить их банкротства, — говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Какой объем согласуют в правительстве, на самом деле до сих пор непонятно. Но даже минимальная сумма значительно улучшит и без того напряженные отношения авиакомпании с банками, госгарантий вполне должно хватить для реструктуризации краткосрочной задолженности и восстановления финансовой устойчивости перевозчика». «ЮТэйр» в настоящее время занимает третье место по объему внутренних авиаперевозок (имеет порядка 10% рынка).
Впрочем, даже несмотря на помощь государства, дальнейшие перспективы «ЮТэйр» весьма туманны. Повторит ли «ЮТэйр» судьбу печально известного альянса AirUnion, будет зависеть не столько от реструктуризации задолженности, сколько от возможности авиакомпании получать операционную прибыль.
«Долговое бремя — это всего лишь следствие. Причина проблем авиакомпании в убыточности самолетного бизнеса, — говорит Андрей Крамаренко из ВШЭ. — Но даже вертолетный бизнес, который был своеобразной палочкой-выручалочкой (за счет него происходило перекрестное субсидирование бизнеса авиакомпании), пошел на спад».
Отраслевые прогнозы печальны, рынку пассажирских перевозок предрекают дальнейший спад. Та же «ЮТэйр» уже составила внутренний прогноз и ожидает снижения объемов перевозок в 2015 году примерно на 25–30%.
По логике вещей предоставлять госгарантии надо и другим перевозчикам. «Проблемных авиакомпаний в нашей стране сейчас ровно столько, сколько самих авиакомпаний, — говорит Крамаренко. — Просто у кого-то больше запаса прочности, а кто-то, как «Трансаэро» или «ВИМ-Авиа», уже «поплыли». По его словам, много лет подряд перевозчики фиксируют убытки на внутренних линиях, это связано со слишком большим уровнем конкуренции на рынке. А в последнее время убыточными стали и международные перевозки. «Банкротство — это вполне нормальный инструмент избавления от слабых, — считает эксперт. — А желание государства спасать те или иные авиакомпании приведет лишь к консервации проблемы, спасать придется всех и регулярно».