Международное рейтинговое агентство Moody's понизило российский суверенный кредитный рейтинг с «инвестиционного» Baa3 до «спекулятивного» или «мусорного» Ba1, прогноз негативный. Об этом сообщается на сайте агентства. Основными причинами понижения рейтинга названы последствия кризиса на Украине, обрушение цен на нефть и курса рубля.
«Финансовое положение России существенно ухудшится в результате бюджетного давления и продолжающегося сокращения валютных резервов на фоне оттока капитала и ограниченного доступа к международным рынкам капитала», — прогнозируют аналитики агентства. В рейтинговом агентстве также считают, что конфликт на Украине способен заставить правительство России «принять решения, которые прямо или косвенно помешают своевременным выплатам по обслуживанию внешнего долга».
Все эти экономические и политические факторы будут оказывать давление на российскую экономику, что в свою очередь приведет к росту инфляции в 2015 году выше 22%, а также к затяжной рецессии, которая продолжится и в 2016 году.
Moody's стало вторым международным рейтинговым агентством, понизившим суверенный кредитный рейтинг России до «мусорного» уровня. Ранее, 26 января, аналогичное решение приняло международное рейтинговое агентство Standard & Poor's, понизившее рейтинг России до спекулятивного уровня BB+ с BBB- с негативным прогнозом. В результате на текущий момент из «большой тройки» рейтинговых агентств только Fitch Ratings оценивает кредитный рейтинг российской экономики выше «спекулятивного уровня».
После решения о снижении кредитного рейтинга Министерство финансов России выступило с официальным заявлением: оно считает рейтинг нереалистичным, так как пессимистичность прогнозов Moody's превосходит оценки всех прочих финансовых организаций. В Минфине также отметили, что представленную информацию об антикризисных решениях российского правительства Moody's проигнорировало.
«Считаю оценку Moody's не просто запредельно негативной, но основанной на крайне пессимистичном прогнозе, который не имеет аналогов сегодня», — заявил в ночь на субботу министр финансов России Антон Силуанов. — Так, отток капитала спрогнозирован агентством в объеме $400 млрд в 2015–2016 годах, а падение экономики, по мнению агентства, за этот период достигнет 8,5%».
«Эти оценки несопоставимы с экономическими прогнозами МВФ, Всемирного банка, международных банков, — говорится в официальном заявлении Минфина. — Необоснованным представляется вывод агентства об одновременном существенном снижении объема суверенных фондов и росте уровня государственного долга до 20% ВВП».
Прогноз российских властей действительно оптимистичнее, чем у Moody's. Минфин ждет роста цен по итогам 2015 года на 16%, Минэкономразвития — более 12,5%. Отток капитала из России Минфин прогнозирует на уровне $60–80 млрд, Минэкономразвития — $115 млрд. Снижение ВВП прогнозируется только на 3% в 2015 году.
Всемирный банк ожидает сокращения ВВП на 3,8% (при цене на нефть $53 за баррель) в 2015 году и на 0,3% в 2016 году. Отток капитала — более $60 млрд в 2015 году и $55 млрд в 2016 году.
Впрочем, как отметил глава Минфина, для участников внутреннего долгового рынка уровень рейтинга России в иностранной валюте имеет меньшее значение. «Рейтинги от двух других рейтинговых агентств по обязательствам Российской Федерации в национальной валюте по-прежнему находятся на инвестиционном уровне ВВВ-. Поэтому существенного снижения доли нерезидентов в структуре держателей ОФЗ, равно как и изменения стоимости суверенных заимствований на локальном рынке, мы не ожидаем», — заявил Силуанов.
Понижение рейтинга нельзя назвать неожиданным. «Мало кто сомневался, что российский рейтинг опустится до «мусорного» уровня у двух рейтинговых агентств, - признает старший вице-президент БКС Евгений Селянский. - Доходность российских облигаций в какой-то момент уже равнялась доходности таких стран как Эфиопия, премия к евробондам Бразилии и Турции доходила до 200-300 б.п. – по большому счету мы уже торговались как мусорные облигации».
Что вызывает удивление, так это время, когда было принято такое решение.
«Moody's не снизило рейтинг , когда нефть торговалась по $45 за баррель. И все-таки понизило его, когда нефть выросла с этих уровней практически на 30%».
Понижение рейтинга России до «мусорного» уровня может вызвать техническое закрытие позиций ряда инвестиционных фондов, в декларациях которых прописано инвестирование в бумаги не ниже инвестиционной категории, отмечают аналитики. Причем после решения Moody's повода для продаж бумаг российских заемщиков, прежде всего российских евробондов (долговые обязательства, номинированные в евро), у инвесторов только прибавится.
По подсчетам JPMorgan Chase & Co., понижение до «мусорного» уровня рейтинга от уже двух агентств, может привести к вынужденно продаже российских облигаций на $5,8 млрд.
Второе понижение до «мусорного» уровня обычно опасно для компаний-держателей иностранных долгов, поскольку довольно часто это прописано как условие для выдвижения требований досрочного погашения долга. В контрактах российских компаний, выпускавших еврооблигации, довольно мало обязательств (ковенант), привязанных к рейтингу. Но они довольно часто встречаются в синдицированных кредитах.
«Каких-то серьезных ковенант, привязанных к рейтингу, у российских компаний нет, - говорит Евгений Селянский. - Мы рассматривали такой сценарий и не увидели чего-то катастрофического, что могло бы оказать сильное негативное влияние на хозяйственную деятельность российских компаний».
Крупнейшие держатели иностранных долгов в России сообщали «Газете.Ru», что не ждут проблем от «мусорного» рейтинга.
Негативно понижение кредитного рейтинга может сказаться и на курсе российского рубля.
В предыдущий раз решение о понижении S&P рейтинга России моментально ударило по курсу российского рубля. После публикации сообщения агентства курс доллара в ходе торгов на Московской бирже поднялся с 66,5 до 69,15 руб.
Курс евро за тот же период вырос с 74,9 до 77,89 руб. Мартовский фьючерс на индекс РТС упал на 2000 пунктов, с 76 000 до 74 000.
Негативная реакция рынка после выходных, по мнению аналитиков, будет. Впрочем, есть надежда, что она будет умеренной. «Во-первых, большую часть позиций на Россию ликвидировали еще в конце 2014 года. Во-вторых, это все-таки ожидаемое событие и многими закладывалось как базовый сценарий», - говорит Селянский.