Росимущество сообщило об итогах приватизации в 2014 году.
Согласно отчету, объем массовой приватизации (то есть без учета крупнейших продаж) составил 8,05 млрд руб., почти в три раза превысив заложенный правительством целевой показатель. В 2012 и 2013 годах сумма выручки составила 5,9 млрд и 5,6 млрд руб. соответственно.
«Результатами приватизации прошлого года я довольна», — рассказала на прошлой неделе «Газете.Ru» глава Росимущества Ольга Дергунова, отметив, что в последнее время на этом рынке произошло заметное оживление.
«В последние месяцы идет довольно жесткая борьба за ликвидное имущество и землю. Такое ощущение, что некоторые игроки хотят устроить передел собственности, как в 1990-х годах. Поэтому сейчас надо проводить торги очень осторожно», — считает она.
Среднее количество участников на одну приватизационную сделку составило в 2014 году четыре потенциальных покупателя, то есть примерно на уровне прошлых лет.
Куда хуже показатели по приватизации крупных компаний, которые обеспечивают основную денежную выручку.
В прошлом году было проведено всего две сделки на общую сумму около 20,9 млрд руб. Речь идет о продаже 13,76% минус девять акций «Интер РАО ЕЭС» на сумму почти 18,8 млрд руб. (покупателем выступил «Роснефтегаз»). Оставшиеся 2,2 млрд руб. обеспечила продажа 100% акций Архангельского тралового флота.
Для сравнения, в 2013 году было осуществлено шесть крупных продаж на сумму 286 млрд руб., а в 2012 году — пять, на 201 млрд руб.
«В текущей кризисной ситуации, по сути, возможна только массовая приватизация», — считает Дергунова.
Тем не менее в планах на большую приватизацию в отчете указаны доли в шести компаниях («Внуково», «Шереметьево», «Аэрофлот», «Роснефть», «Ростелеком» и «Современный коммерческий флот»).
«Эти активы готовы к продаже. Но это не значит, что их непременно продадут в этом году. Активы сейчас являются недооцененными, а задешево их продавать никто не собирается. Нет смысла в приватизации ради самой приватизации», — сказал источник в правительстве.
К примеру, правительство намеревается продать чуть более 43% акций «Ростелекома». Бумаги компании торгуются у отметки 92 руб. за акцию, капитализация составляет 245 млрд руб. Таким образом, если бы ее доля была реализована по текущей цене, то государство выручило бы 105 млрд руб.
«Разговоры о приватизации «Ростелекома» продолжаются в том или ином виде уже много лет. Я поверю в реализацию этого плана, только когда появится реальный покупатель», — сказал главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его словам, «Ростелеком» является привлекательным активом, «несмотря на соцобременение».
«Дела у компании в целом идут неплохо, — соглашается аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев. — Но перспективы рынка телекома сейчас довольно туманны, к тому же их основной бизнес — фиксированная связь. Вопрос упирается в цену: вряд ли государство готово продать долю по цене рынка, а никто из компаний не готов купить ее дороже».
Не менее скептично настроены эксперты и в отношении перспектив продажи 19,5% акций «Роснефти». В отчете Росимущества говорится, что бумаги компании могут быть проданы не ниже цены IPO в 2006 году (цена размещения составила тогда $7,55, или 203 руб. по прежнему курсу). В сентябре 2014 года источники «Газеты.Ru» в правительстве заявили, что сумма, с которой государство готово начать процесс приватизации, стартует с 500 млрд руб. за пакет акций «Роснефти». Однако инвестора, который готов предложить такую сумму, пока нет, констатировал тогда федеральный чиновник.
«Продавать долю в компании при ценах на нефть ниже $60 за баррель нелогично. «Роснефть» просто не сможет получить хорошую оценку. А ведь глава компании Игорь Сечин рекомендует приватизацию исходя из оценки $8,12 за акцию, то есть почти в два раза выше рыночной», — отмечает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.
Кроме того, правительство планирует отчуждение находящихся в федеральной собственности 25% плюс одна акция «Международного аэропорта Внуково», 74,74% акций «Аэропорта Внуково», а также 83,04% акций «Международного аэропорта Шереметьево».
«Аэропорты как активы всегда хороши. Понятно, что сейчас не лучшее время для отбития инвестиций, потому что пассажиропоток в лучшем случае будет стагнировать. Впрочем, аэропорт — это то место, где очень сложно получить убыток», — считает авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
«Главным вопросом остается цена реализации — найдется ли необходимый объем кэша для покупки у инвесторов», — сомневается Крамаренко.
Еще менее возможной представляется приватизация «Аэрофлота» (правительство планирует уменьшить долю в уставном капитале до 50% плюс одна акция).
«Авиакомпания остается одним из немногих привлекательных активов на авиарынке. Но найти потенциального покупателя будет сложно: у российских отраслевиков на нее не хватит денег, — рассуждает Крамаренко. — Продажа доли неотраслевому инвестору вряд ли повысит качество управления этим активом. А на передачу стратегического пакета иностранной компании государство вряд ли решится».