Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин в среду представил антикризисный план в сфере медиаиндустрии. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Согласно плану, отрасли предлагается «больше зарабатывать и меньше тратить».
Среди возможностей дополнительного заработка министерство называет увеличение доли платных сервисов, борьбу с пиратством и повышение качества контента. Сократить расходы помогут избавление от неэффективных сотрудников, ограничения на рост гонораров в киноиндустрии и отказ от контрактов в валюте внутри страны.
Наиболее же важным пунктом антикризисного плана должна стать масштабная либерализация рекламного рынка.
В рамках антикризисного плана Минкомсвязи предлагает снять ограничения на рекламу алкоголя в СМИ (с 1 января 2013 года она была запрещена). Кроме того, министерство выступает за возвращение рекламы рецептурных лекарственных средств и БАДов, перенеся при этом ответственность за правдивость информации с издателя на рекламодателя.
Помимо этого, возможность крутить рекламу появится у детских радио- и телепередач, а печатным СМИ позволят увеличить долю рекламных полос.
Ведомство также намеревается ввести понятие «телемагазин», которое не будет учитываться в общем объеме рекламного времени, и урегулировать все вопросы с product placement и информационным сотрудничеством.
Алексей Волин рассказал «Газете.Ru», что либерализация рекламного рынка затронет абсолютно все СМИ. «Предложения на эту тему подготовлены. А сроки и условия зависят от депутатского корпуса», — подчеркнул он.
Участники медиарынка позитивно отреагировали на снятие ограничений на рекламу.
«За последние несколько лет рынок из-за запретов лишился более 50 млрд руб., и любая либерализация сегодня будет на руку отечественной медиаотрасли. А поддержка розничной продажи печатных СМИ дополнительно поможет наиболее отстающему сегменту рынка», — рассказал директор по корпоративным коммуникациям Vi Антон Чаркин.
«Разрешение рекламы того же алкоголя окажет существенную поддержку российской медиаотрасли. Хотя увеличение доходности СМИ произойдет далеко не сразу, поскольку рынку понадобится какое-то время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но главное, что рекламный рынок будет открыт для новых игроков и поможет отрасли выжить в кризисный период», — считает главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев.
Еще одной довольно перспективной мерой поддержки эксперты называют помощь в продвижении российских медиапродуктов на рынки стран БРИКС (в плане сказано о возможной организации информационного сотрудничества). Волин утверждает, что содействие будет оказано «в ручном режиме», и называет Китай в качестве наиболее перспективного рынка.
«Опыт экспорта российского кино и телепродуктов за пределы СНГ в свое время был довольно успешным, вопрос лишь в тиражируемости и популяризации нашего контента за рубежом», — говорит Чаркин.
С ним согласен известный теле- и кинопродюссер Александр Роднянский, который считает, что страны БРИКС могут принести серьезные доходы отечественному кинобизнесу.
«Наиболее любопытным рынком может стать Китай, где зачастую крайне высок объем доходов и не существует предубеждения по отношению к российскому жанровому кино. Кроме того, там отличная инфраструктура и огромное число зрителей. Тот же опыт фильма «Сталинград», который собрал $67 млн в китайском прокате, показывает, что при грамотном подходе российское кино может собирать там большие прибыли», — рассказал продюсер «Газете.Ru».
Помимо китайского рынка отечественные продукты могли бы быть востребованными в Бразилии. Однако для этого необходимо продвигать российский кинорынок через совместные проекты, считает Роднянский.
Продюсер также одобрил инициативу Минкомсвязи по урегулированию вопросов с product placement. «В условиях сокращения объемов рекламного рынка этот инструмент становится важным и эффективным в привлечении инвесторов на телеэкраны и в кино, — отмечает он.
В кризис логичным выглядит и сокращение гонораров для представителей кино. «Подчас затраты на производство и зарплаты излишне раздуты, так что договоренность об их сокращении на рынке должна присутствовать», — подчеркивает Роднянский.
Куда меньше логики участники рынка нашли в предложениях Минкомсвязи в части импортозамещения по переходу на российское оборудование. Кстати, по словам Волина, переход должен быть произведен на средства предприятий отрасли.
Так, главред МК отметил, что
полноценное импортозамещение в российской печатной прессе вряд ли вообще возможно осуществить.
«Большинство печатного оборудования и материалов мы вынуждены закупать за рубежом, и в ближайшее время ситуация не претерпит радикальных изменений. В России не производятся печатные станки и материалы для печати. Даже отечественная бумага в среднем занимает лишь 3% от общего объема закупок. Но в отличие от оборудования ее производство можно наладить в течение 2–3 лет. Правда, технологии все равно придется закупать за рубежом», — сетует Гусев.