Два основных кредитора Украины обещают одобрить выделение масштабной финансовой помощи. Всемирный банк готов выделить $2 млрд в 2015 году. Международный валютный фонд одобрил гораздо более крупную сумму — $17,5 млрд. Но пока предварительно и на четыре года.
Общая сумма составит $40 млрд, говорится в заявлении главы МВФ Кристин Лагард от 12 февраля.
Программа МВФ, по ее словам, нацелена на расширение финансирования Украины, предоставление ей большего времени и лучших условий кредитования. «Ресурсы МВФ будут дополнены двусторонними и многосторонними кредитами, — отметила Лагард. — Общее финансирование из этих источников должно составить порядка $40 млрд в ближайшие четыре года».
Что получат
«€1,8 млрд от ЕС, €500 млн от Германии, €100 млн от Польши, $300 млн от правительства Японии, около $2 млрд от Всемирного банка и еще $2 млрд от Европейского инвестиционного банка и ЕБРР — это уже подтвержденные программы, но эти деньги поступят, только если у Украины будет договоренность с МВФ. Вот почему МВФ говорит о $40 млрд», — пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Когда на пресс-конференции, посвященной новой программе, госпожу Лагард попросили уточнить, будет ли участвовать в этих $40 млрд Россия, глава МВФ ушла от ответа, повторив, что это будут «разнообразные двусторонние и многосторонние договоры».
Россия в конце 2013 года фактически выдала Украине кредит, выкупив двухлетние облигации на $3 млрд. «Украина обратилась с просьбой рассмотреть вопрос о реструктуризации долга. У меня были переговоры с моим киевским коллегой», — сказал российский министр финансов Антон Силуанов.
Новая программа заменит уже одобренную, уточняет МВФ.
В апреле 2014 года МВФ одобрил выделение $17 млрд и сразу направил $3,2 млрд ($2 млрд пошло на покрытие дефицита бюджета). Решения по остальным траншам МВФ обещал принимать на основе мониторинга (раз в два месяца) экономического состояния при условии выполнения требований фонда. В итоге был еще второй транш на $1,39 млрд в сентябре, затем перечисления прекратились, поскольку доклад об экономической ситуации не был готов.
О том, что Украине срочно требуются деньги, заговорили еще в конце 2014 года — МВФ подсчитал, что стране в ближайшее время не хватит $15 млрд на расходы. Занимать на открытом рынке без предварительной договоренности Украине тяжело — кредитный рейтинг страны находится на уровне ССС- (по шкале международного рейтингового агентства S&P), что означает высокие кредитные риски — «финансовые обязательства могут быть выполнены при наличии благоприятной деловой, финансовой и экономической конъюнктуры».
Что желают
Всемирный банк не выставляет требований к стране-получателю. Президент ВБ Джим Ен Ким пояснил, что деньги будут направлены на поддержку бедного населения, а также проведение реформ и борьбу с коррупцией. «Жизненно важно, чтобы Украина начала незамедлительно проводить комплексные реформы», — сказал он.
«Всемирный банк если обещал, то наверняка исполнит. В отношении МВФ я не был бы так уверен», — комментирует ведущий научный сотрудник лаборатории финансово-экономических исследований РАНХиГС Сергей Улюкаев. МВФ традиционно более требователен, впрочем, его пожелания оформлены как рекомендации.
Фонд советует Украине поработать над дефицитом бюджета, перейти к гибкому курсу гривны, увеличить внутренние цены на газ, сократить рост социальных выплат и реформировать административную систему.
Так, дефицит бюджета предлагается сократить с 4,6% ВВП до 3% ВВП в 2016 году. «Нет ничего удивительного в том, что МВФ сказал, что нужно попытаться снизить дефицит. Конечно, это болезненно, но никто еще не придумал ничего другого для стабилизации экономической ситуации», — считает Устенко.
Вторая большая задача, о которой тоже говорят не в первый раз, — повышение внутренних цен на газ и сокращение потерь «Нафтогаза» и, соответственно, необходимость субсидирования ценовой разницы из бюджета. Выровнять цены предлагается к 2018 году, при этом МВФ указывает, что надо поддержать наименее обеспеченных потребителей среди населения. «Тарифы должны быть подняты до уровня, по которому покупается газ. А субсидировать нужно не «Нафтогаз», а население. Скажем, если 15–20% доходов семьи тратится на оплату ЖКХ», — считает Устенко.
«Нафтогаз» непрозрачный, коррупционный, и поэтому, если поддерживать напрямую население, сэкономить удастся примерно половину всех денег, которые сейчас идут из бюджета в компанию».
Что касается гривны, то требования МВФ уже начали выполняться. Национальный банк Украины перешел на плавающий курс в сентябре 2014 года, отчасти потому, что не мог больше сдерживать падение гривны. «Нацбанк мог продать $3 млн за день, это мало и это не помогало. Было и остается требование для экспортеров по продаже 75% валютной выручки, но оно не работает — валюту просто оставляют за рубежом. При дефиците счета текущих операций переход на плавающий курс логичен», — комментирует Устенко.
За 2014 год гривна подешевела на 75% относительно доллара США (долго оставалась в лидерах падения, пока ее не обогнал российский рубль). В феврале 2015 года Нацбанк снял оставшиеся ограничения, курс рухнул до 25 грн/$1. Украинскому регулятору, как и Банку России в декабре, пришлось пойти на резкое повышение учетной ставки — с 14 до 19,5% годовых. «Фактически Нацбанк ограничивал доступ на межбанковские валютные торги. Понятно, что, когда он перестал это делать, резко увеличилась волатильность, и теперь они ищут новый равновесный курс», — уточняет Устенко. Он надеется, что в скором времени ставку понизят.
Чем дело кончится
«Сейчас эти деньги очень нужны, нужна любая помощь от кого бы то ни было, — говорит Сергей Улюкаев. — Бюджет Украины трещит по швам, золотовалютные резервы на исходе, а в 2015 году предстоят выплаты по внешним обязательствам».
Золотовалютные резервы Киева не превышают $8 млрд. Внешний долг на конец 2014 года достиг $30 млрд. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк сообщал, что в 2015 году Киев должен погасить долги на $11 млрд.
«Краткосрочный эффект от выполнения требований МВФ, конечно, будет негативным, — говорит руководитель направления «Международная экономика» Экономической экспертной группы Илья Прилепский.
Так, повышение внутренних цен на газ сокращает покупательную способность населения и инвестиционную способность предприятий, что приводит к сжатию внутреннего спроса. «Замораживание социальных выплат имеет такой же эффект — сокращение потребления.
Но в среднесрочной перспективе оздоровление госфинансов оказывает положительный эффект на экономический рост», — говорит Прилепский.
Кроме того, отмечают эксперты, в отличие от 1990-х годов и начала 2000-х, МВФ стал менее жестким в своих требованиях. «Все-таки он смягчил подход», — отмечает Прилепский. «МВФ, например, не требует обязательного повышения внутренних цен на газ, — подтверждает Устенко. — Пожалуйста, можно не повышать, но надо найти другую возможность для бюджетного маневра».