Падение мировых цен на нефть, начавшееся в середине лета прошлого года, повлекло за собой снижение цен на авиационный керосин. Баррель нефти стоил около $110, в четверг его цена балансирует около отметки в $56.
С авиакеросином, правда, все несколько сложнее. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), в начале января прошлого года тонна авиационного топлива стоила 33,594 тыс. руб. В середине июля (примерно тогда начали падать цены на нефть) биржевая стоимость авиакеросина составила уже 31,8 тыс. руб. А по данным на среду, 11 февраля, цена была 26,592 тыс. руб. за тонну.
Таким образом, биржевые цены на авиакеросин с момента, когда начала падать нефть, снизились примерно на 16%.
По данным Thomson Reuters KORTES, только с начала года цена авиакеросина в среднем по России снизилась на 6,1% и составила 26,931 тыс. руб. за тонну. Однако эксперты TRK отмечают, что это конкретное снижение скорее является сезонным, хотя и несколько превышает падение цен в аналогичные периоды прошлых лет. «Зимой сокращаются авиаперевозки и пассажиропоток, спрос на авиакеросин снижается, соответственно, падают и цены», — поясняют в Thomson Reuters KORTES.
В «ЛУКойле» «Газете.Ru» рассказали, что сейчас цена тонны авиационного топлива, производимого компанией, составляет 29,5 тыс. руб. (данные на 11 февраля). В середине лета цены «ЛУКойла» были на уровне биржевых, таким образом, снижение составило около 7,3%.
«Падение цен в долларовом эквиваленте в январе 2015 года по сравнению с январем 2014 года составило 46% во Внуково и 42% в Шереметьево», — рассказал «Газете.Ru» представитель «Роснефти».
При этом он отметил, что дополнительным фактором снижения затрат на топливо авиакомпаний стало возмещение акциза от государства (сумма акциза в 2015 году составляет 2300 руб. на тонну).
В действительности вычеты по акцизу составляют даже больше 2,3 тыс. руб. Дело в том, что, согласно статье №200 (пункт №21) российского Налогового кодекса, при вычете применяется коэффициент, который в 2015 году, например, составляет 2, а в следующем году установлен на уровне 1,84. Таким образом, сейчас из цены тонны авиакеросина вычитается не 2,3 тыс. руб., а 4,6 тыс. руб. Правда, касается это только российских авиакомпаний.
«Кроме того, как правило, авиаперевозчики покупают керосин с отсрочкой платежа, таким образом, ВИНКи фактически кредитуют отрасль», — добавляет представитель «Роснефти».
При этом цены на авиабилеты снизились только в случае полетов по России. По данным туристического портала Tutu.ru, с середины июля средняя цена в этом сегменте снизилась с примерно 6,6 тыс. руб. в середине июля до 6 тыс. руб. на конец января (-9%). Цена полета в дальнее зарубежье выросла примерно на 17% (9,9 тыс. руб. и 11,969 тыс. руб. соответственно). Авиабилеты в ближнее зарубежье подорожали почти на 20% (7,7 тыс. руб. и 9,57 тыс. руб.).
«Такой сильный рост напрямую связан с ростом курса евро — более чем на 60% за семь месяцев, — говорит гендиректор Tutu.ru Дмитрий Храпов. — Средняя цена на авиабилет в страны дальнего и ближнего зарубежья росла вместе с курсом. Особенно отчетливо это видно на пиках в середине декабря 2014 года и начале января 2015 года».
Глава холдинга ВИП-сервис (занимается бронированием авиационных и железнодорожных перевозок) Дмитрий Горин говорит, что авиакомпаниям удалось даже несколько нивелировать скачок курса евро.
«Но не следует забывать, что цена билета зависит от спроса — чем меньше свободных мест на рейсе, тем дороже будет билет», — поясняет Горин.
Во многом это определяется направлением, но и на одном и том же направлении, по словам Горина, загрузка может значительно различаться, что ведет к изменению цены билета.
По словам экспертов авиарынка, в перспективе билеты будут только дорожать. Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев указывает, что у авиакомпаний выросли рублевые издержки (именно из-за девальвации рубля), так как им приходится тратиться не только на топливо, но и на лизинг и техобслуживание.
Научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко говорит, что уже сейчас часть внутренних перевозок из-за слабого спроса убыточна на 25–30%. «Но резко поднять цены сейчас не получится — февраль вообще самый неудачный месяц в плане спроса на авиабилеты, — поясняет эксперт. — Поэтому цены будут расти постепенно, но это будет происходить не только в 2015-м, но и в 2016 году».