Почему при дешевой нефти в России дорожает бензин?
Падение мировых цен на углеводороды не могло не отразиться на российской экономике. Однако влияние оказалось довольно специфичным: несмотря на то что «черное золото» подешевело более чем вдвое, основной вид нефтепродуктов — автомобильное топливо — продолжает дорожать.
С начала прошлого года среднемесячная стоимость нефти марки Brent снизилась на 50,2% (последние дни средняя цена барреля колеблется около отметки $55).
Как рассказали «Газете.Ru» эксперты Thomson Reuters KORTES, в период с января 2014 по февраль 2015 года цены на бензин на рынке Северо-Западной Европы снизились на 45,4%. В России же цена литра бензина марки АИ-92 в феврале составила 32,62 руб., что на 9,4% выше показателя января прошлого года.
«При этом расчетная инфляция за 14 месяцев составляет 15,6%, таким образом, цены на бензин АИ-92 выросли меньше инфляции на 6,2%», — указывают в TR KORTES.
Впрочем, эксперты отмечают, что стоимость бензина в России не зависит исключительно от цен на нефть. На внутрироссийском рынке цена топлива определяется тремя основными факторами — биржевыми ценами, ценами внебиржевых сделок и экспортным эквивалентом (нетбэк). Причем такой порядок был определен и зафиксирован соглашением между Федеральной антимонопольной службой и вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК).
И серьезное влияние здесь оказывает именно нетбэк — расчетная стоимость топлива на российских нефтеперерабатывающих заводах, при экспорте которого на мировых рынках Северной Европы, Средиземноморья и Сингапура цена его будет рыночной. Экспортный эквивалент рассчитывается путем вычитания из мировых котировок транспортных затрат и экспортной пошлины и прибавления к ним акциза и НДС. Нетбэк позволяет оценить влияние всех параметров на стоимость топлива, помимо перечисленных это курс рубля к доллару США.
«Прежде всего нужно понимать, что повышаются рублевые цены на топливо, тогда как котировки на «черное золото», которые действительно значительно снизились, номинированы в американских долларах, — напоминает аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. — Рублевая цена барреля $100 при курсе 35 руб./$ составляет 3500 руб., а 50 $/барр. при курсе 70 руб. дают те же 3500 руб.».
«Падение цен на нефть было полностью компенсировано ростом доллара США по отношению к рублю, — подчеркивают эксперты TK KORTES. — Если перевести цены в доллары, то бензин АИ-92 в России подешевел на 45,6% и в феврале стоит $0,48 за литр».
Россиянам, впрочем, легче от этого не станет. «Осознание того, что в валюте цены на топливо не только не выросли, но даже существенно снизились, вряд ли поможет российским автолюбителям, которые получают доходы в рублях, — отмечает Пигарев. — В 2015 году неприятные сюрпризы будут ожидать нас не только у касс магазинов, но и на заправках».
Впрочем, госрегулирование может быть разным. Например, в Венесуэле, которая пострадала от падения нефтяных котировок еще больше, чем Россия, и где власти еще более жестко следят за топливным рынком, цена бензина на сегодняшний день является самой низкой в мире.
Единая цена венесуэльского внутреннего рынка сейчас составляет 9 сентимо, или $0,015, за литр. Это объясняется тем, что в Венесуэле государство фактически дотирует производство бензина.
Что будет на заправках в 2015 году
Правительство РФ ранее заявило, что в текущем году рост цен на бензин может составить 10%. Причем связано это будет с так называемым налоговым маневром, который предполагает рост налога на добычу нефти (НДПИ) за счет снижения экспортной пошлины.
Эксперты отрасли уже высказывали опасения по поводу того, что снижение пошлин на вывоз сделает экспорт более привлекательным, следовательно, меньше нефти останется для внутреннего потребления. При этом затраты на добычу этой нефти вырастут за счет НДПИ, что повысит ее себестоимость, а следовательно, и цену нефтепродуктов.
«Цены в российском розничном сегменте жестко регулируются госорганами, поэтому вряд ли мы увидим рост цен на топливо выше уровня инфляции, — полагает Сергей Пигарев. — По нашим ожиданиям, рост в 2015 году по сравнению с 2014 годом может составить 10–15%».
По оценкам аналитика, уже к 2020 году Россия может примерно в полтора раза увеличить производство бензина, которое к этому времени достигнет 60 млн тонн, и дизельного топлива (до 115 млн тонн).