Вагоны встали

Треть сотрудников предприятий вагоностроения может попасть под сокращения

Владимир Тодоров
Вагоностроительные предприятия «Трансмашхолдинга» массово приостанавливают работу и сокращают сотрудников. Представители отрасли винят во всем высокую стоимость производственных материалов, а также отсутствие новых заказов со стороны РЖД. Руководство предприятий не подготовило планов развития после завершения программы монополиста по обновлению подвижного состава, констатируют эксперты. Теперь отрасль ждет стагнация и массовые сокращения.

Входящий в состав «Трансмашхолдинга» Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) с 9 февраля приостанавливает работу на месяц и планирует массовые сокращения работников предприятия. Об этом ряду СМИ сообщила председатель профкома ТВЗ Лидия Жарняк. По ее словам, приказ о приостановке деятельности завода с 9 февраля по 10 марта уже подписан. В этот период работу продолжат лишь сотрудники, задействованные в выполнении уже подписанных и анонсированных контрактов.

В последнее время завод столкнулся с серьезной недозагрузкой мощностей. На сегодня у ТВЗ подписан только контракт с дочерней компаний РЖД — ФПК на строительство 15 двухэтажных вагонов и 10 вагонов габарита РИЦ, при этом его производственная мощность составляет 1200 вагонов в год.

В результате единственным способом сохранить предприятие стало решение расстаться с 30% сотрудников. С 12 мая до 1 июня на ТВЗ планируется уволить 1967 человек, при этом в конце 2014 года на заводе уже прошли сокращения. Тогда штат урезали с 7900 до 6300 сотрудников, а рабочую неделю сделали 4-дневной. Это позволило уменьшить зарплаты на 20%.

Получить оперативный комментарий у представителей ТВЗ «Газете.Ru» не удалось.

Финансовые проблемы сегодня испытывает не только ТВЗ, но и практически все предприятия, входящие в «Трансмашхолдинг». Так, в начале февраля о приостановке работ из-за отсутствия действующих контрактов сообщил Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), а Уралвагонзавод (УВЗ) объявил о сокращении 5000 сотрудников на своем дочернем предприятии – Челябинском тракторном заводе. Кроме того, УВЗ планирует отправить несколько тысяч работников в вынужденный двухнедельный отпуск. «Это сотрудники производств, связанных с вагоносборкой. Ситуация связана с тем, что с конца 2012 года происходит стагнация рынка вагоностроения», — отметил заместитель гендиректора НПК Алексей Жарич.

Всего же руководство «Трансмашхолдинга» планирует уволить около 9000 сотрудников.

Корень нынешних проблем российских вагоностроителей в первую очередь кроется в неэффективном менеджменте, считает гендиректор «InfraNews Маркет» Алексей Безбородов. «Большинство предприятий «Трансмашхолдинга» израсходовали средства, заработанные за 2011–2012 годы, и теперь вынуждены сокращать рабочих для минимизации расходов. Однако их неоднократно предупреждали о переменчивости рынка, и руководство предприятий об этом прекрасно осведомлено», — рассказал эксперт «Газете.Ru».

Кроме того, по словам Безбородова, производителям пассажирских вагонов было прекрасно известно о завершении программы РЖД и ФПК по обновлению подвижного состава, однако никаких мер для поиска новых покупателей вагонов принято не было.

«За пять предыдущих лет РЖД и ФПК заменили достаточно большое число вагонов, и теперь срок их эксплуатации в среднем составит 20–25 лет. Почему руководство того же ТВЗ может позволить себе дорогостоящую аренду московского офиса, но при этом не заботится о поиске новых заказов или переориентации производства, лично мне непонятно», — подытожил он.

В середине января исполнительный директор основанного РЖД и вагоностроителями некоммерческого партнерства Николай Лысенко в письме премьеру Дмитрию Медведеву уже охарактеризовал ситуацию в российском транспортном машиностроении как «крайне тяжелую».

По его словам, цены на используемые в производстве основные материалы и энергоресурсы с декабря прошлого года в среднем выросли на 10%, а стоимость некоторых металлов подскочила на 35%. Кроме того, кредитные ставки для предприятий отрасли составляют 25–30%, но многие банки все равно отказываются от предоставления займов даже на подобных условиях.

Вице-президент НП «Объединение вагоностроителей» Василий Варенов, в свою очередь, полагает, что нынешние проблемы вагоностроителей объясняются нежеланием железнодорожных компаний решать структурные проблемы в отрасли.

«РЖД тратит огромные средства на хранение и эксплуатацию подвижного состава с продленным сроком службы. Ими забиты все подъездные пути, а из-за их возраста страдает скорость перевозок. Мы уже полтора года предлагаем комплекс мер, которые улучшили бы состояние всех участников перевозочного процесса. Самой важной из них должна стать отмена любого продления срока службы вагонов, причем на всей территории СНГ. Это одновременно повысило бы доходность и вагоностроителей, и перевозчиков», — рассказал Варенов «Газете.Ru».

По его словам, эти меры были наиболее актуальны до общего ухудшения экономического положения в России. Теперь же осуществить преобразования в отрасли будет крайне нелегко, поскольку высокая процентная ставка по кредитам не позволяет привлечь средства для обновления вагонного парка и порезки устаревшего подвижного состава. Кроме того, теперь перед вагоностроителями стоит проблема оптимизации, которую они зачастую решают с помощью сокращений.

«Сейчас 172 тысячи человек работают на производстве и ремонте локомотивов и подвижного состава. По нашим оценкам, для сокращения расходов предприятиям в совокупности необходимо уволить 60–70 тысяч работников. А ведь увольнение людей приведет к структурным потерям в качестве работы отрасли. И все из-за нежелания вовремя решать какие-либо проблемы вагоностроения», — подытожил Варенов.

На момент сдачи заметки оперативного комментария «Трансмашхолдинга» получить не удалось.