Саудовская Аравия готова согласиться на сокращение добычи нефти, пишет The New York Times со ссылкой на саудовских чиновников. Но государство будет использовать свое господство на мировых рынках нефти, чтобы оказать давление на президента Владимира Путина и добиться отказа от поддержки сирийского президента Башара Асада. «Саудовские чиновники заявляют (и говорят об этом в США), что они рассчитывают оказать давление на Путина, поскольку в их власти сократить добычу и повысить цены на нефть», — пишет газета.
«Если цена на нефть может служить достижению мира в Сирии, я не вижу причин отступать от достижения такого соглашения», — заявил саудовский дипломат.
Еще в июле прошлого года баррель нефти стоил около $110. Сейчас (данные на утро среды) нефть марки Brent (именно к ее цене привязана цена российской Urals) стоит $57,41 за баррель. Последние дни котировки Brent показывают рост — довольно долго они держались на уровне около $48-49 и буквально за неделю выросли до нынешних уровней, то есть примерно на 16%.
Сокращение добычи нефти Саудовской Аравией реально могло бы поддержать падающие нефтяные цены. Обладающая пятой частью мировых запасов нефти Саудовская Аравия является крупнейшим игроком в ОПЕК и может влиять на стоимость нефти. «Они имеют почти все рычаги давления», — отметил сенатор от штата Мэн Ангус Кинг, недавно вернувшийся из поездки в Саудовскую Аравию.
На официальном уровне такое предложение пока не прозвучало.
Председатель международного комитета Госдумы и глава российской делегации в ПАСЕ Алексей Пушков заявил, что переговоров о «сокращении добычи нефти саудовцами в обмен на отказ Москвы от поддержки Асада» не было. В своем Twitter чиновник сообщает, что это утка.
Саудовские чиновники тоже публично заявляют, что цена на нефть складывается только из глобального спроса и предложения, и настаивают на том, что Саудовская Аравия не позволит геополитике влиять на экономическую повестку дня.
Но вместе с тем они считают, что могут получить «вспомогательную дипломатическую выгоду». Пока цены на нефть будут оставаться на низком уровне, у Саудовской Аравии сохраняется шанс побудить Москву отказаться от поддержки Асада.
Официальная Москва декларирует аналогичную позицию. Ситуация в Сирии была основной темой для саудовской делегации на переговорах в Москве в ноябре 2014 года. Тогда министр иностранных дел России Сергей Лавров отверг идею, что международная политика должна играть важную роль в установлении цены на нефть.
В Саудовской Аравии недавно сменился основной переговорщик. Раньше им был шеф саудовской разведки — принц Бандар бин Султан. До того как возглавить разведку, Бандар в течение 22 лет был послом Саудовской Аравии в Соединенных Штатах. Именно он, по данным газеты The Daily Telegraph, в августе 2013 года предлагал России отказаться от поддержки сирийского руководства в обмен «на выгодные сделки по нефти» и оружию (официально эта информация газеты не подтвердилась). Именно он прилетал в Москву на переговоры с Путиным в конце 2013 года обсуждать вопросы Сирии и Ирана. В апреле 2014 года принц был отправлен в отставку «по собственному желанию», как сообщали местные СМИ. 29 января 2015 года Бандара бин Султан был смещен и с поста главы Совета национальной безопасности страны. Теперь обязанности главы саудовской разведслужбы возложены на зама Бандара — Юсуфа аль-Идриси.
«Саудовская Аравия вполне могла сделать России предложение об отказе от поддержке Сирии, — рассказывает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Игорь Юшков. —
Саудиты, как и сирийские оппозиционеры, относятся к суннитскому направлению, в то время как Асад и правящая верхушка Сирии — шииты. Россия, в свою очередь, сирийские власти всегда поддерживала, как покупателей российского оружия». Россия остается одним из самых стойких сторонников сирийского президента. В Сирию поставляется военная техника в течение многих лет для поддержки режима Асада и его борьбы против повстанческих групп, в том числе «Исламского государства» (организация запрещена в России).
Правда, по словам Юшкова, вряд ли Москва такое предложение примет.
«Очевидно, что от российских властей требуется публичный отказ от поддержки и фактическое одобрение свержения режима Асада, а Путин на это вряд ли пойдет. С другой стороны, сами саудиты вряд ли готовы снизить добычу именно из-за Асада. Скорее они видят, что может произойти разворот в нефтяных ценах и они начнут расти, и хотят выдать это за результат собственных усилий», — рассуждает эксперт.
Представители администрации Барака Обамы, однако, утверждают, что торг между двумя странами продолжается несколько последних месяцев. Саудовская Аравия любит говорить, что ее снижение нефтяных цен не пугает. Министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заявлял, что низкие цены на нефть помогут СА сохранить свою долю на мировом рынке, защитив ее в первую очередь от сланцевой нефти из США.
Даже снижение цены барреля до $20, говорил министр, не заставит Саудовскую Аравию изменить свою позицию, так как себестоимость добычи в стране составляет лишь $4–5 за баррель.
Вот и NYT пишет, что у Саудовской Аравии большой запас прочности. «У них есть пространство для маневра, — считает Кинг. — Это как разница между тем, у кого миллион долларов в банке, и тем, кто живет от зарплаты до зарплаты».
Однако бюджет Саудовской Аравии на 2015 год, как выяснилось, сверстан из расчета $80 за баррель. Причем с дефицитом, о чем агентству Bloomberg сообщил бывший советник министра финансов Саудовской Аравии Джон Сфакианакис. Такая высокая цена $80 была внесена в бюджет в расчете на восстановление рынка. Бюджет прошлого года, на 89% зависящий от нефтяных доходов, был сверстан с учетом средней цены $103 за баррель.
В новом прогнозе Минэкономразвития заложена цена на нефть $50 за баррель. Но при этом Россию ждет падение ВВП на 3%, уровень инфляции — 12%, падение реальных зарплат — более 9%.
«Для того чтобы мировые цены на нефть пошли вверх, на начальном этапе достаточно одного намека на то, что Саудовская Аравия готова снизить добычу, — полагает глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков. — Однако в дальнейшем для реального толчка цен вверх необходимо сокращение на 1–2 млн баррелей в сутки (СА добывает 9,5–10 млн баррелей в сутки. — «Газета.Ru»)». Но, по словам Крюкова, сложно сказать, насколько саудиты, учитывая их предыдущую риторику, в действительности заинтересованы в таком сокращении добычи.