«Утечка рабочих рук с Украины в нашу сторону уcилилась»

О региональном бюджете в условиях кризиса, импортозамещении и черной икре — губернатор Ярославской области Сергей Ястребов

Ольга Алексеева, Николай Подорванюк
Куда утекают мозги с Украины, где используются двигатели «ё-мобиля» и на что тратятся бюджетные деньги, «Газете.Ru» рассказал губернатор Ярославской области Сергей Ястребов.

Бюджет с рисками

— Вы закладывали риски падения цен на нефть и секвестра федерального бюджета в региональный бюджет?

— С рисков мы и начали. Только начали не в декабре 2014 года, а в апреле. Мы договорились о двух принципах. Первый — это доходы бюджета. Мы должны больше зарабатывать. И второй — все, что касается расходов бюджета: они должны быть максимально адресными, исключающими долгострои, нецелевые расходы и минимизирующими кредиторскую задолженность.

Мы поняли, что если будем идти по проторенной дорожке, каждый год «рисуя» предельный дефицит этак в 15% от наших доходов, то весь дефицит (в 2013 году у нас было 7 млрд) автоматом будет плюсоваться очередным вагончиком к нашему госдолгу и так далее, до бесконечности. При этом мы не питаем надежды, что долг спишут.

Мы включаем свои механизмы. Основное — дополнительные доходы. За последние три года мы привлекли в экономику области инвестиций на 250 млрд руб. Это где-то 20–22% от ВРП — стоимости произведенных товаров и оказанных услуг во всей области. У нас построено много новых заводов. Это японское предприятие «Комацу», и построенный совместно с «Дженерал электрик» завод ООО «Русские газовые турбины», и фармацевтические предприятия. Огромные суммы вложены в реконструкцию шинного завода ($300 млн), ярославского НПЗ (примерно 40 млрд руб.), а также в «Техуглерод» и предприятия ОПК.

Мы даже в декабре, в «черный вторник», заключили контракт. Инвестор — ООО «Ярославский завод напитков» — не испугался, будет строить предприятие. Инвестиции — 800 млн руб.

Мы в этом году бюджет сформировали с суммой собственного дохода 50 млрд руб. Это лучший показатель в ЦФО после Москвы и Московской области. Еще 5 млрд — это федеральные деньги, которые нам приходят в виде субсидий и субвенций на исполнение федеральных полномочий.

— А что в части сокращения дефицита бюджета?

— Мы договорились, что «режем» дефицит бюджета 2015 года к 2014-му в три раза. То есть у нас в этом году в бюджете 6% дефицита. По сравнению с 2014 годом еще сэкономлены 5 млрд руб.
Следующая тема — все, что касается госдолга. Критическая черта — это 50% собственных доходов регионального бюджета. Мы намеренно вводим режим самоограничения, замещения коммерческой части госдолга. Коммерческих кредитов у нас было около 14 млрд, сейчас стало 12 млрд. Соответственно, бюджетные кредиты выросли с 2 млрд до 4,2 млрд. И у нас есть облигации на 12,4 млрд руб. Срок погашения — от трех до семи лет. Средняя ставка по облигациям — 8,5–8,7%. По коммерческим кредитам средняя ставка 10%, мы не брали дорогих кредитов. То, что область уже получила по бюджетным кредитам четыре с лишним миллиарда и подала заявку на 2015 год на пять миллиардов, приведет к тому, что мы уйдем из петли, которая называется «обслуживание коммерческих кредитов при нынешней ставке рефинансирования 15%».

При таком плане следующий бюджет, уже 2016 года, станет профицитным. Еще один момент — кредитный рейтинг области, прогноз стабильный. В ноябре 2014 года Fitch Ratings подтвердило рейтинги Ярославской области: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валютах на уровне BB со «стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте В. Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне AA–(rus) со «стабильным» прогнозом.

При этом национальный долгосрочный рейтинг региона не зависит от рейтинга страны в целом.

Мы наблюдаем серьезный интерес к нашим предложениям по облигациям. В июле прошлого года разместили 5 млрд облигаций на пять лет под 8,2% годовых. При нынешней ситуации очень дешевые деньги. И еще один момент: сокращаем кредиторскую задолженность. В 2013 году задолженность по дорожным делам составила 600 млн руб., в 2014-м — ноль. Есть еще кредиторка, в том числе просроченная, по другим отраслям, но мы ее тоже сокращаем.

Черная икра и яйца

— А что по поводу перспектив импортозамещения в части продуктов питания?

— Агропромышленный комплекс области показывает уверенный рост. Мы продаем по всей России мясо птицы и перепелиные яйца. Угличская птицефабрика вырабатывает 1 млн перепелиных яиц в день. И плюс все, что можно производить из перепелов. Производство куриных яиц на наших птицефабриках в три раза превышает потребности области. Много производим свинины. Правда, не хватает у нас пока мяса крупного рогатого скота. Но мы уходим от разрозненных мелких хозяйств к большим холдингам, и эта ситуация должна измениться.

Производство продуктов питания диверсифицировано. Мы и черную икру производим — в прошлом году 5 тонн. Есть у нас ООО «Манчестер Энтерпрайз» — компания, которая выпускает по лицензии швейцарский шоколад, какао, растворимый кофе, чай. У нас крупнейший производитель пива в РФ. По всей России пивоваренные предприятия снизили производство, а у нас — нет.

— А фармацевтика?

— В Ярославской области в прошлом году запущен коммерческий выпуск лекарств на заводе японской компании «Такеда», введен в строй завод израильской компании «Тева», работает фармацевтический комплекс ЗАО «Р-Фарм» по производству готовых лекарственных форм. Израильтяне прошли сертификацию в прошлом году, то есть они в феврале, в крайнем случае в марте, начнут коммерческое производство. Соответственно, возрастут и их отчисления в областной бюджет. По итогам 2014 года только «Р-Фарм» перечислила в бюджет региона в качестве налогов 1,3 млрд руб. Объемы вложений в наш фармкластер значительны. Инвестиции компании «Тева» составили 1,452 млрд руб., «Такеда» — 2,4 млрд.

«Утечка» мозгов с Украины и импортозамещение в ВПК

— А что касается импортозамещения в ОПК, в том числе украинских производств? К вам в Рыбинск привлекают украинских специалистов?

— Предприятия оборонно-промышленного комплекса в области — это ОДК «Газовые турбины», НПО «Сатурн», Ярославский радиозавод, Ростовский оптико-механический завод, некоторые другие предприятия. С украинцами здесь несколько историй. Первая история — мигранты, которые традиционно приезжали, отрабатывали сезон и возвращались назад. В этом году состав мигрантов изменился. Раньше мужчины приезжали одни — теперь с семьями. Ну и вынужденные переселенцы, которые приехали из Донбасса и Луганска, около тысячи человек, это в основном женщины, дети и пожилые люди.

С рабочими мигрантами конструкция поменялась. Ведь производственные связи у всех предприятий были всегда. Был обмен, связи. Многие здесь бывали, общались, ездят в командировки, понимают условия труда и перспективы.

Утечка рабочих рук с Украины в нашу сторону увеличилась, в том числе с машиностроительных предприятий.

Это как в свое время мы теряли людей по пути в Силиконовую долину. Украинские заводы теряют кадры. Например, предприятие по производству газотурбинного оборудования, расположенное в Николаеве, Сумской завод, который делал станции перекачки. Сейчас и то и другое мы делаем здесь, на ярославских заводах Объединенной двигателестроительной компании.

Мы помогаем украинцам с точки зрения преодоления разного рода административных барьеров, предприятия — социальным пакетом и жильем. Потому что большинство людей стараются семьи увозить. Мы понимаем, что украинские власти не хотят отпускать в Россию людей, работавших на закрытых предприятиях. Поэтому если в 2013 году у нас было в общей сложности примерно четыре тысячи переселенцев с Украины, то в 2014-м — уже семь тысяч с небольшим.

— А комплектующие и двигатели для вертолетов, такие, которые сейчас производит «Мотор Сич»?

— Задача нам поставлена: в течение двух-трех лет полностью обеспечить импортозамещение в области оборонно-промышленного комплекса. Вопросы, связанные с производством двигателей, мы в состоянии решить. У нас есть и технологии, и оборудование, и кадры. В настоящее время НПО «Сатурн» выполняет работы по созданию сборочно-испытательного комплекса под морские газотурбинные агрегаты, который позволит испытывать любые агрегаты для всех типов кораблей военно-морского флота и гражданских судов. Продолжаем наращивать объемы производства двигателей для беспилотных летательных аппаратов.

Нам нужно немножко времени для того, чтобы увеличить мощности, сделать испытательные полигоны и нарастить объемы производства. То есть мы, грубо говоря, производили 10 единиц, а надо — 100. Все украинское остается на Украине.

Мы должны иметь все свое, чтобы не было таких приключений, как полный отказ от сервиса и поставки запасных частей на уже изготовленные и проданные нам те же двигатели. Дайте еще нам годик, ну полтора от силы, и все будет нормально. Кстати, те специалисты, которые приехали с Украины, помогают нам решить этот вопрос.

На Украине, к сожалению, все идет в обратную сторону. Наступает деградация. Страна потеряла свой самый перспективный рынок сбыта. Из-за разрыва торгово-экономических отношений со странами СНГ украинский экспорт в страны Содружества снизился на $7,12 млрд. В то же время поставки в страны Европейского союза выросли лишь на $0,33 млрд. Производство потихоньку останавливается.

Туризм тупиков не любит

— А как вы будете развивать внутренний туризм?

— В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» наши ключевые проекты — «Ярославское взморье» и «Золотое кольцо».

«Ярославское взморье» — это новый курорт на берегу Рыбинского водохранилища. Общий объем инвестиций проекта составляет примерно 10 млрд руб. Большая часть денег — частные инвестиции, 7,5 млрд руб., средства федерального бюджета — 2 млрд, область дает 500 млн. Таким образом, доля инвестора в проекте — 75%, а области и федерации — 25% (эти деньги идут на развитие инфраструктуры региона). Мы разрабатываем новый маршрут «Золотое кольцо» — аналог всем известного «Золотого кольца», только по городам Ярославской области. Из Москвы — в Переславль, Ростов и Ярославль, оттуда мы хотим повернуть налево — на Рыбинск, на «Ярославское взморье», дальше — на Мышкин, Углич и через Нагорье на Сергиев Посад. Или с Нагорья уходим опять же на Переславль, потом вокруг Плещеева озера — туризм тупиков не любит. Или чуть в сторону от Ярославля в село Вятское — проект, который мы также хотим завести в указанную ФЦП.

И в рамках этого проекта в 10 км от Переславля-Залесского мы совместно с ВЭБом создаем комплекс «Золотое кольцо». Это будет культурно-развлекательный комплекс, который займет около 200 га. Область тоже софинансирует этот проект. Общий объем капитальных вложений — 7,5 млрд руб., из которых 1,6 млрд — средства федерального бюджета, 348,5 млн — областного, 5,5 млрд — внебюджетные источники. И с логистикой там все будет в порядке: можно будет доехать на «Ласточке» из Москвы до станции Берендеево.

— Кстати, Счетная палата в ноябре раскритиковала реализацию проекта «Золотое кольцо»…

— У проекта «Золотое кольцо» было три периода. Первый — самое начало, когда корпорация «Золотое кольцо» эту тему начала продвигать. В дальнейшем к команде присоединился проект «Страна детей». И затем получилось так, что часть обещаний руководителей этих проектов осталась нереализованной. Появились трудности и с выполнением условий ФЦП. На сегодняшний день корпорация «Золотое кольцо», как она раньше называлась, ушла из инвестпроекта. На ее место пришел ВЭБ. Банк в данном случае все просчитал и принял решение стать основным инвестором. Финансирование открыто, реальный запуск запланирован в этом году.

— В Ярославской области дороги неважные. Как вы надеетесь привлекать столичных туристов?

— Нами разработана стратегия развития дорог, там это все как раз прописано. В 2015 году запланировано увеличить протяженность автомобильных дорог в области на 65 км. На эти цели мы выделяем более 1 млрд руб. В рамках ФЦП также предусмотрено строительство инфраструктурных элементов, в том числе дорог.

— Мы проехались по дороге Ярославль — Рыбинск, которая ведет на «Ярославское взморье», она плохого качества. В стратегию входит реконструкция этой дороги?

— Да. На Рыбинск, и до Коприна и Глебова, и от Глебова до Рыбинска. К осени планируем построить.

— По пути на Рыбинск есть еще город Тутаев. Вот он входит в ваше расширенное «Золотое кольцо». Там есть такая проблема: город находится на двух сторонах реки, а моста между ними нет, есть лишь паромная переправа. Прописано ли в стратегии строительство моста?

— Строительство моста там не планируется, как и в Мышкине. С учетом небольшого транспортного потока оно экономически нецелесообразно. Эти проекты никогда не окупятся.

«ё-мобиль», Пугачева и Немцов

— Зачем вы хотите изменить порядок избрания мэра?

— С мэрами отдельных городов ситуация непростая. У нас два, как известно, в СИЗО. Причем давно. Мэр Ярославля и мэр Рыбинска. И развязки до сих пор нет.

Все, что касается темы, связанной с изменением ситуации по выборам, то, во-первых, выборы мы не отменяем. Просто система выборов изменяется: выбирать мэра будут депутаты. Эта система традиционна для Европы, все к этому привыкли, и все помнят, что президента Соединенных Штатов избирает коллегия выборщиков. Во-вторых: важно, чтобы человек, который будет избран по новой схеме, как можно больше времени посвящал себя конкретным делам, а не демагогии. В-третьих, прямые выборы глав городов отменены в 66 из 80 административных центров страны.

— А как развиваются отношения с Борисом Немцовым?

— Если вспомнить историю выборов в областную думу, то «Гражданская платформа» олигарха Прохорова у нас очень активно рекламировалась, даже Алла Борисовна Пугачева приезжала. Руководство партии на выборах в областную думу хотело получить 20 мест, о чем они заявляли публично. Но получили одно.

С Борисом Немцовым отношения нормальные. Я считаю, что он, как депутат Ярославской облдумы, полезен области. Несмотря на популизм выступлений Бориса Ефимовича, он достаточно эффективно привлекает внимание к теме борьбы с коррупцией. Мы с ним работаем, вместе принимали бюджет, хотя он голосовал против. Но это нормально. При обсуждении должны учитываться разные точки зрения. Я думаю, он у нас будет и дальше работать, надеюсь плодотворно.

Память о попытке захода в область Михаила Дмитриевича осталась — это двигатели от «ё-мобиля». Они нам пригодились, стоят теперь на наших снегоходах