Розничная торговля, в частности продуктовый ритейл, — один из немногих секторов российской экономики, который до недавнего времени демонстрировал устойчивый рост. Даже по результатам 2014 года крупные сетевые ритейлеры показывали положительные результаты по динамике выручки. Рублевая выручка «Магнита» за прошлый год выросла на 31,71%, X5 Retail Group — на 18,6%, «Ленты» — на 34,5%, «О'Кей» — на 8,9%.
Однако рост оборота розничной торговли в настоящее время идет за счет двузначных темпов роста инфляции, которая только за январь набрала более 2%, а по результатам 2014 года составила 11,4%, отмечают аналитики. «Несмотря на номинальные темпы роста сектора, начиная с мая 2014 года продуктовый ритейл показывал отрицательную динамику в физическом объеме прироста», — говорит аналитик Raiffeisen Bank Наталья Колупаева.
Для этого было несколько причин. Российский потребитель еще в прошлом году начал экономить и распределять свой семейный бюджет более осторожно, пытаясь оптимизировать покупки не только по цене, но и по количеству, говорит она.
«Покупатели пытались сокращать количество приобретаемых позиций в чеке, а для того, чтобы ограничивать себя в покупках, переходили из крупных форматов в более мелкие магазины «у дома», — поясняет аналитик.
Жители России даже в целом стали меньше ходить по магазинам, подтверждают мнение аналитика данные исследовательской компании Nielsen. «Сегодня российский покупатель, которого условия заставляют экономить, старается дистанцироваться от соблазнов и реже ходить в магазины», — поясняет директор по работе с розничными сетями Nielsen в Северо-Восточной Европе Илона Лепп.
В 2015 году все эти тренды даже усилятся, поскольку двузначные темпы инфляции остаются неизменными, а покупательная способность населения снижается.
Согласно обновленному прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году реальные зарплаты россиян упадут более чем на 9%, реальные доходы — на 6%. Инфляция по итогам года может составить около 12%.
Ослабление покупательного спроса и снижение физического объема рынка обостряет борьбу компаний за потребителя, убеждены аналитики. Если раньше крупные торговые точки выигрывали за счет среднего чека, то сейчас покупатели стали активно сравнивать цены в разных магазинах и стремиться приобретать только те товары, цена на которые более выгодна. По этой причине ритейлеры будут бороться за то, чтобы потребитель закупал все только в одном магазине. «Компании адаптируют свою ценовую политику и пытаются стимулировать спрос маркетинговыми инструментами», — подытоживает Колупаева.
Россиянам действительно приходится уделять больше времени изучению цен и более внимательно подходить к покупкам, поскольку траты на продукты значительно возросли.
«Рост доли семейного бюджета на продукты питания год к году составил 7–8% и достиг 43%, — рассказывает аналитик »ВТБ Капитал» Мария Колбина. — Это означает очень высокую чувствительность покупателя к цене, сжатие трат, в том числе и на продукты питания».
Вместе с тем помимо затрат потребителей вырастут и затраты самих игроков розничной торговли. Ритейлерам придется быть более аккуратными с ценами из-за чувствительности к ним покупателей, а значит, бросить большее количество ресурсов на сдерживание цен, указывает Колбина.
Особенно это актуально в условиях повышенного внимания к отпускным и розничным ценам и механизму ценообразования контролирующих органов. В частности, с 20 по 23 января прошла инициированная Генпрокуратурой всероссийская проверка продуктовых ритейлеров. Прокуроры вместе с другими контролирующими органами выясняли подробности ценообразования на социально важные продукты питания, а также выявляли нарушения прав потребителей. Проверяющие фиксировали случаи «неоправданного повышения цен» на товары питания до 400%, заявлял генеральный прокурор Юрий Чайка. Обобщенный документ с анализом ситуации по итогам проверок в Генпрокуратуре обещали опубликовать в ближайшее время.
В текущей ситуации на рынке в своем сегменте выиграет сильнейший представитель бизнеса, убеждена аналитик ВТБ.
«Компании первого эшелона будут продолжать вырываться вперед, причем значительно более высокими темпами по сравнению с предыдущими годами, чем компании второго-третьего эшелонов. Это объясняется наличием у них собственных денежных потоков, доступностью кредитных ресурсов, пусть и по высоким ставкам», — указывает Колбина. Кризисное время — это и время возможностей, поэтому финансово устойчивые крупные компании будут продолжать показывать высокие темпы роста выручки и инвестировать в открытие новых магазинов, в то время как слабые игроки будут вынуждены уходить с рынка, соглашается Колупаева.
На начало активной экспансии рынка и консолидации указывают планы крупнейших розничных сетей: компании как минимум не будут снижать темпы развития и открытия новых площадей.
Крупнейшая российская розничная сеть «Магнит» планирует открыть в 2015 году более двух тысяч торговых точек — 1200 магазинов «у дома», 90 гипермаркетов и «Магнит Семейный», а также 800 магазинов «Магнит Косметик», сообщили «Газете.Ru» в компании. «Ашан» в текущем году поддержит обычные темпы развития и откроет около 7–8 магазинов, как в новых городах, так и в тех, где сеть уже была представлена, рассказывает представитель сети Мария Курносова. Торговая сеть «Лента» в первом полугодии этого года рассчитывает открыть 10 гипермаркетов. Планы относительно второй половины года в компании еще уточняют, отмечают в пресс-службе ритейлера. При этом «Лента» не меняла своих планов по удвоению торговой площади сети к концу 2016 года.
Представительница Metro Cash & Carry Оксана Токарева говорит, что в текущем году компания будет развиваться «не меньшими темпами» и открывать не меньше магазинов, чем в прошлом году, то есть минимум семь новых торговых центров. X5 Retail Group также продолжит расширяться и открывать новые магазины в регионах, однако прогнозных показателей компания пока не предоставляет, сообщил представитель ритейлера Владимир Русанов. ГК «Дикси» в текущем году планирует открыть до 500 новых магазинов, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании.