В текущих условиях мировые лидеры нефтяной отрасли вынуждены сокращать инвестиции. Так, в пятницу о снижении затрат на добычу заявил глава французской Total Патрик Пуянне. «Инвестиции в эксплуатацию месторождений находились на уровне $28 млрд в 2013 году и $26 млрд в 2014 году, — заявил он в интервью газете Mond. — В нынешнем году мы намерены снизить их на 10%». Кроме того, на 30% снизятся вложения в разведку новых месторождений, которые в течение последних двух лет держались на уровне $2,8 млрд.
Зато сократятся и операционные расходы — в 2015 году они снизятся на $400 млн и составят $1,2 млрд. «Часть экономии средств будет обеспечена за счет пересмотра контрактов с поставщиками, так как в условиях снижения цен на нефть должны снижаться и цены на оборудование и сервисные услуги», — пояснил глава Total. Также Пуянне отметил, что, несмотря на сложную ситуацию, ни одно из предприятий компании во Франции не будет закрыто и увольнений сотрудников не планируется.
Днем ранее агентство France Presse сообщало, что бюджет на бурение урезает и американская ConocoPhillips, причем это будет уже второе сокращение менее чем за два месяца — сейчас расходы CP в 2015 году запланированы на уровне $11,5 млрд, хотя еще в декабре была установлена сумма в $13,5 млрд, но и она была результатом снижения предполагаемых затрат на 20%.
Цены на нефть начали снижаться с середины июля прошлого года. На сегодняшний день баррель североморской марки Brent (именно к ней привязаны цены российской Urals) колеблется около отметки в $50, а летом его стоимость составляла $110. Обвал цен эксперты рынка объясняют в основном переизбытком предложения. В ноябре дополнительное давление на котировки оказала Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), отказавшаяся сокращать добычу. Это решение пролоббировали страны Персидского залива, в первую очередь Саудовская Аравия. Саудиты пытаются не допустить на рынок крупные объемы сланцевой нефти из США. Если цена барреля останется на нынешнем уровне на полгода-год, американские компании, добывающие нефть из сланца, вынуждены будут заморозить свои проекты, так как добыча станет нерентабельной. Уже сейчас они резко сокращают бурение, поступают сообщения и о первых банкротствах «сланцевых» компаний.
«Было совершенно очевидно, что начнется сокращение инвестиций, причем началось оно еще в конце прошлого года, — комментирует сложившуюся ситуацию ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев. — А в начале 2015 года пошли уже обвальные сокращения финансирования новых проектов. Одной из первых заявила о 30-процентном снижении инвестиций в проекты по добыче нефти из битуминозных песков Канады ExxonMobil».
Эксперт отметил, что себестоимость добычи из битуминозных песков составляет в среднем $50 за баррель (то есть на уровне нынешних цен). Американская сланцевая нефть требует $35–50. Добыча же традиционными методами стоит около $5 за баррель, причем в ряде стран, в число которых входят Россия и Саудовская Аравия, традиционная добыча еще дешевле — около $3 за баррель.
Танкаев говорит, что уже сейчас мировое производство нефти зафиксировалось и перестало расти (в том числе в США), и уже буквально со следующей недели ожидается начало снижения добычи.
По оценке ОПЕК, если все планы по сокращениям инвестиций мировых лидеров будут осуществлены, добыча снизится на 2 млн баррелей в сутки, и такое сокращение способно сместить рыночную ситуацию так, что предложение окажется значительно ниже спроса. что приведет к росту цен на «черное золото». «Но ОПЕК прогнозирует медленный рост цен, тогда как мы ожидаем резкого скачка, — говорит Танкаев. — Это связано с тем, что из нефтяной цены уйдет спекулятивная составляющая, толкающая ее вниз. Сейчас спекулянты «насытились» и начнут, напротив, играть на повышение». Однако когда именно произойдет такой скачок, по словам Танкаева, сейчас сказать сложно.
Аналитик ИК «QB Finance» Мадина Абаева, напротив, считает, что масштабного сокращения предложения нефти снижение инвестиций не вызовет, так как перепроизводство углеводородов в мире сохраняется и для его исчерпания нужен не один год. «Текущее урезание инвестпрограмм может вызвать небольшой дефицит только в перспективе минимум пяти лет, а объемы добычи на текущий период уже давно определены и вряд ли будут уменьшаться», — поясняет эксперт.
В России нефтегазовые доходы составляют около 60% бюджета. Правда, как на прошлой неделе заявил глава Минэнерго Александр Новак, эту зависимость планируется снизить до 43–45%. Но вряд ли это произойдет в ближайшее время — старые параметры заложены в стратегию развития энергетики до 2035 года.
Падение нефтяных цен уже обошлось России примерно в $150 млрд. Министр финансов Антон Силуанов в интервью CNBC в четверг оценил потери из-за санкций со стороны Запада и подешевевших энергоносителей в $200 млрд, причем дефицит капитала из-за санкций, по его словам, составил лишь $40–50 млрд.
Российские нефтяники тем не менее пока не собираются масштабно сокращать инвестиции и закрывать даже сложные проекты. Так, глава «Газпром нефти» Александр Дюков в пятницу заявил РИА «Новости», что добыча на Приразломном месторождении (шельф Печорского моря) будет рентабельна и при низких ценах на нефть.
Глава крупнейшей в России частной нефтяной компании «ЛУКойл» Вагит Алекперов на недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе говорил, что ее инвестиционные планы на 2015 год остаются на прежнем уровне — около $5 млрд (в добычу и переработку), но при этом она намерена сократить расходы на 1,5 млрд руб. за счет повышения производительности труда и использования новых технологий в управлении.
А вот «Роснефть», как сообщает агентство Reuters в пятницу со ссылкой на источник в компании, откладывает бурение в Карском море. Речь идет о скважине «Университетсткая-1», которую «Роснефть» бурила совместно с Exxon, но американцы вынуждены были выйти из проекта в связи с санкциями.
В прошлом году по результатам бурения скважины было открыто месторождение «Победа» (участок Восточно-Приновоземельский-1), запасы которого по категориям С1+С2 были оценены в 130 млн тонн нефти и 499 млрд кубометров газа.
«Мы не будем бурить в 2015 году, — сказал источник Reuters. — У нас нет платформы, а сейчас что-то делать уже поздно. Изначально проект создавался на платформе Exxon».
Однако в «Роснефти» эту информацию опровергают. «В 2015 году компания обеспечит выполнение лицензионных обязательств по геологоразведке в Карском море, — сообщил «Газете.Ru» представитель «Роснефти». — В сезоне 2014 года «Роснефть» работала с опережением графика выполнения. Подавляющая часть работы на шельфе сейчас и на ближайшие годы связаны с геологоразведкой. В прошедшем году мы выполнили беспрецедентный объем геологоразведки на шельфе, намного превосходящий масштабы соответствующих работ у других компаний».
Как заявлял ранее в интервью Bloomberg глава «Роснефти» Игорь Сечин, «мы будем продолжать эту работу в любом случае, мы будем продолжать бурить здесь — в этом и в последующие годы».
Глава аналитического отдела ФК AForex Артем Деев напоминает, что страны ОПЕК как раз и рассчитывают на сокращение добычи в России. «В частности, у Саудовской Аравии есть свободные мощности в 4 млн баррелей в сутки, которыми она может заместить российскую нефть, — рассказывает эксперт. — Ключевое значение на текущем этапе имеет именно доля рынка, закрепленная за основными производителями энергосырья».
В то же время российские нефтяные компании, подтверждая готовность исполнять свои обязательства, говорят, что сроки реализации некоторых проектов могут быть отложены. Об этом сообщается в релизе Минэнерго, опубликованном в пятницу.