Цены на нефть упали слишком низко. Об этом во вторник на пресс-конференции заявил глава Saudi Arabian Oil Co. Халид аль-Фалих. Он подчеркнул, что при сохранении цен на низком уровне пострадают даже потребители, хотя и не уточнил, в чем конкретно будет заключаться негатив для них. Также аль-Фалих отметил, что добыча сланцевой нефти в США имеет большое значение для мировой энергетики.
Saudi Aramco — национальная компания Саудовской Аравии, на 100% принадлежащая государству. И именно Саудовская Аравия последние месяцы выступала за снижение нефтяных цен и удержание их на низком уровне.
Нефтяные котировки падают с середины прошлого года (в середине июля баррель стоил $110), на сегодняшний день они колеблются на уровне $48–49 за баррель. Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), обеспечивающая около 40% мирового производства нефти (порядка 30 млн баррелей в сутки), 27 ноября 2014 года отказалась снижать уровень добычи, причем это решение было пролоббировано странами Персидского залива во главе с Саудовской Аравией.
Правда, с такой политикой ОПЕК согласились не все члены организации. В частности, Иран и Венесуэла договорились о сотрудничестве, целью которого является возврат котировок до уровня $100 за баррель.
Примечательно, что министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими ранее заявлял, что низкие цены на нефть помогут СА сохранить свою долю на мировом рынке, защитив ее в первую очередь от той же сланцевой нефти из США. Также он говорил, что даже снижение цены барреля до $20 не заставит Саудовскую Аравию изменить свою позицию, так как себестоимость добычи в стране составляет лишь $4–5 за баррель.
Впрочем, в конце декабря стало известно, что, несмотря на всю риторику в поддержку низких цен, Саудовская Аравия заложила в свой бюджет на 2015 год цену барреля на уровне $80. Об этом сообщало агентство Bloomberg со ссылкой на бывшего советника главы минфина Саудовской Аравии Джона Сфакианакиса. При этом дефицит бюджета СА в 2015 году предусмотрен в размере $38,6 млрд (доходы запланированы на уровне $190,7 млрд, расходы — $229,3 млрд). Однако для саудитов такой дефицит некритичен: на конец прошлого года в резервном фонде саудовского центробанка было накоплено более $240 млрд.
Но даже в нынешней ситуации саудиты не намерены регулировать спрос и предложение нефти в одиночку.
«Рынком управляют экономические законы, в частности касающиеся баланса спроса и предложения. Саудовская Аравия не станет единолично регулировать этот баланс», —
цитирует того же аль-Фалиха Bloomberg.
Днем ранее новый король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд заявил, что страна не намерена сокращать добычу нефти.
Эксперт ИК «Велес-Капитал» Василий Танурков считает, что Саудовская Аравия в настоящее время заинтересована в сохранении текущих цен на нефть, но сама для этого ничего делать не хочет. «Иначе саудиты созвали бы внеочередную встречу ОПЕК (пока сессия картеля запланирована на июнь), — отмечает Танурков. —
Но это может толкнуть цены вверх настолько, что сланцевые проекты в Америке, против которых выступает СА, получат поддержку».
Сейчас в США из-за низких цен сокращается количество буровых вышек, некоторые компании, добывающие сланцевую нефть, уже сообщили о своем банкротстве.
По словам аналитика ФК «Уралсиб» Алексея Кокина, заявления Халида аль-Фалиха можно было бы счесть призывом Саудовской Аравии к странам, не входящим в ОПЕК, объединиться для поддержания нефтяных цен. «Если бы не одно «но»: обращаться, по сути, не к кому, — говорит Кокин. — В США нет единого регулирования, каждая компания определяет уровень добычи для себя самостоятельно».
А Россия, по словам эксперта, скорее выдаст естественное снижение добычи за направленную политику. При этом, по прогнозам Кокина, добыча нефти в России в 2015 году снизится по сравнению с прошлым годом не более чем на 1–2%. В 2014 году в России было добыто 525 млн тонн нефти.
Кстати, советник президента «Роснефти» Игоря Сечина Виктор Ишаев во вторник заявил, что крупнейшая в России нефтяная компания выдержит и цену $30 за баррель, и даже $20. «Операционные расходы «Роснефти» составляют не более $3–4 за баррель. Если возьмем Exxon, Shell, еще какие-то компании, то у них — $13–17», — пояснил Ишаев.
По его словам, текущие сложности у «Роснефти» есть, «но ничего смертельного нет». И задача по сокращению затрат на 200 млрд руб., поставленная Сечиным, вполне решаема.
«Если низкие цены сохранятся на протяжении года-двух, предложение на мировом рынке сократится, но ОПЕК сможет его компенсировать за счет своих резервных мощностей и тем самым, кстати, увеличить свою долю на рынке, — комментирует глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков. — Однако если нынешний уровень цен продержится в течение трех-пяти лет, с сокращением предложения ОПЕК уже не справится, и цены начнут расти».
Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри в понедельник говорил, что из-за нехватки инвестиций в нефтяную отрасль, вызванной нынешними низкими ценами на нефть, котировки скоро вырастут вообще до $200 за баррель. Правда, конкретные сроки он не назвал.