Платное ТВ спасет реклама

Госдума частично отменила запрет на рекламу на платных каналах

Владимир Тодоров
Кабельные и спутниковые каналы теперь могут транслировать рекламу, если 75% их контента является российским. Власти пытаются спасти платное телевидение, доходы которого после запрета на рекламу катастрофически упали. Выиграют от поправок в основном цифровые версии ВГТРК и «Газпром-медиа». Большинство платных зарубежных каналов не изменят бизнес-модель в пользу увеличения объема российского контента.

Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект о частичной отмене запрета на демонстрацию рекламы на платных каналах. Теперь право крутить рекламу получат телеканалы спутникового и кабельного вещания, 75% эфирного времени которых занято «национальным продуктом».

Под данное определение подпадает контент, созданный гражданами России или организациями, зарегистрированными в России. Отечественным считается и контент, созданный по заказу российского СМИ на русском языке или других языках народов России. В законопроекте также отмечается, что объем иностранных инвестиций в «национальный» контент не должен превышать 50% его стоимости.

Следить за количеством российского и иностранного контента в эфире платных каналов будет Федеральная антимонопольная служба.

Вернуть рекламу на ряд платных каналов изначально предложила сопредседатель центрального штаба «Общероссийского народного фронта» Ольга Тимофеева. По ее словам, это позволит защитить региональные каналы и популяризовать отечественный контент.

«Это решение принято совместно с отраслью, хотя мы понимаем, что посчитать и администрировать будет сложно, где 75%, а где 25%. Но мы надеемся на порядочность каналов», — отметила она.

Напомним, летом 2014 года Госдума практически единогласно приняла законопроект о запрете рекламы на платных каналах с 1 января 2015 года. Тогда депутаты посчитали, что пользователи не должны смотреть рекламу, если они уже заплатили за само вещание телеканала.

В декабре президент России Владимир Путин заявил, что закон о запрете рекламы был принят для защиты крупных федеральных телеканалов.

Однако депутаты вряд ли учли все негативные последствия для российского платного телевидения. Несмотря на то что рекламные бюджеты кабельных и спутниковых каналов составляют лишь 4% от общего объема рынка, по оценкам экспертов, у ряда кабельных сетей на рекламу приходилось до 30% выручки.

В результате от запрета на рекламу пострадало более 300 платных каналов, некоторые из которых были вынуждены прекратить свою деятельность в России или повысить цену подписки.

После принятия поправок некоторые кабельные каналы смогут вернуть себе часть рекламных доходов, но большинство из них вряд ли получит ощутимую выгоду, считает бывший глава индустриального комитета по телеизмерениям Александр Костюк.

«Большинство крупных западных телеканалов, входящих в группы вроде Disney, Viasat и Discovery, не станут менять свою бизнес-модель и повышать долю отечественного контента до необходимых 75%», — рассказал эксперт «Газете.Ru».

По его словам, от нового законодательства в основном выиграют цифровые версии общедоступных каналов, входящих в ВГТРК и «Газпром-медиа», поскольку российский контент занимает в их сетке вещания доминирующее положение.

Председатель комиссии экспертов АКАР Владимир Евстафьев в свою очередь полагает, что принятые Госдумой поправки в первую очередь направлены на устранение негативных последствий летнего запрета на рекламу. «Тогда ряд крупных кабельных каналов обратился напрямую к президенту и Госдуме с требованием пересмотреть запрет на рекламу, ведь на нее приходится большой объем их доходов. У ряда телеканалов он в разы больше, чем озвученные экспертами 30%», — рассказал он «Газете.Ru».

По словам Евстафьева, разрешение на рекламу для ряда платных телеканалов может обеспечить их существование. Однако за время действия запрета на рекламу многие телеканалы вынуждены были сократить число вещательных площадок, так что снова нарастить аудиторию и привлечь рекламодателей им будет непросто.

«Стоит учитывать, что для получения доходов от рекламы им также придется существенно менять контент, и с этим безболезненно справятся далеко не все каналы. Если тот же National Geographic сможет отыскать недорогой и качественный российский контент, то для тех же TV1000 и Universal отдать 75% эфирного времени под российское кино будет проблематично», — считает эксперт.

Он также отметил, что разрешение на рекламу практически не повлияет на телеканал «Дождь» (организация включена Минюстом в список иноагентов). «Он и так был исключен из всех кабельных сетей, однако смог найти источник существования в платной подписке на своем официальном сайте. Одна из причин нападок федеральных каналов на «Дождь» была именно в новаторском подходе к освещению новостей, который к тому же не требует большого бюджета. Так что наличие возможности транслировать рекламу станет для канала лишь приятным бонусом», — подытожил Евстафьев.