Как стало известно «Газете.Ru», тарифы на страховки добровольного медицинского страхования (ДМС) стремительно идут вверх. В крупнейших страховых компаниях повышение тарифов на страховки составило до 20%, сообщили «Газете.Ru» несколько участников рынка.
Ежегодно рост тарифов на услуги ДМС составлял 5–7%, вспоминает директор по персоналу крупной российской группы компаний. При этом в предыдущие годы страховщики рост тарифов объясняли не индексацией в соответствии с инфляцией, а ситуацией с убыточностью в конкретной компании: если страховая компания посчитает тарифы заниженными на опыте прошлых лет, то в следующем году они пересматривались.
Однако в этом году рост тарифов оказался в разы выше планового. Вице-президент страховой компании СОГАЗ Тамара Смирнова оценивает рост стоимости программ ДМС в последнее время в 10–15% в зависимости от пакета услуг. «В структуре себестоимости медицинских услуг определенную долю занимают расходы на медицинские препараты, оборудование и расходные материалы, многие из которых, особенно в стоматологии, закупаются за рубежом. Эта тенденция (к росту тарифов) характерна и для Москвы, и для регионов», — отмечает эксперт.
Впрочем, на практике тарифы выросли еще значительнее. К примеру, пакет «Азбука здоровья», предлагаемый компанией «РЕСО-Гарантия», куда входит ежегодная диспансеризация, экстренная госпитализация на две недели, три вызова скорой помощи, в 2014 году стоил 13,2 тыс. руб., в 2015-м — уже 15,7 тыс. руб. Таким образом, рост тарифа на эту страховку составил 19%.
«Величина инфляции в ДМС составляет в текущем году 18–20%, а по некоторым услугам даже больше», — рассказала «Газете.Ru» начальник управления продуктов добровольного медицинского страхования «РЕСО-Гарантия» Марина Черноморова.
По ее словам, рост тарифов вызван растущей убыточностью этого вида страхования из-за роста тарифов клиник на 30–50%, что, по мнению эксперта, связано как со сдержанным ростом тарифов в предыдущие годы, так и с ростом курса доллара и евро: это повлияло на стоимость оборудования и расходных материалов.
В то же время сами клиники совсем не против заработать на страховых, перечисляет Черноморова.
«В условиях кризиса лечебные учреждения стараются оказать каждому клиенту как можно больше услуг, получив от него или его страховщика как можно большую финансовую отдачу. Это было и раньше, но в 2014-м и нынешнем году приобрело значительные масштабы, т.к. этим стали злоупотреблять самые востребованные клиентами клиники и медицинские сети.
Количество обращений пациентов в клиники сейчас выросло до уровня 2009 года: как обычно, в кризисные годы люди больше болеют и больше тревожатся о своем здоровье, а значит, и обращаются к врачам»,
— говорит Черноморова.
Впрочем, по мнению директора департамента андеррайтинга и методологии добровольного медицинского страхования компании «Альфастрахование» Александра Лапунова, повышение стоимости услуг в конечном итоге окажется меньше обесценения рубля, поскольку основная часть расходов — зарплаты, аренда и др. — не связана с валютными операциями. По его словам, в «Альфастраховании» к настоящему времени в среднем по портфелю повышение тарифов составило 7%. «Мы стараемся сдерживать рост тарифов, выстраиваем отношения с клиниками, планируем их загрузку, за счет чего пока удерживаем цены. Нужно понимать, что медицинские учреждения ведут себя по-разному. Многие клиники выстраивают долгосрочные отношения со страховыми компаниями — соответственно, не пользуются ситуацией для резкого увеличения цены. Но есть и те, кто повышает стоимость, используя любую возможность», — говорит страховщик.
Осознавая, что существенный рост тарифов ДМС может привести к потере клиентов, страховщики готовы жертвовать управленческими расходами и качеством: они планируют оптимизировать программы путем замены лечебно-профилактических услуг, сокращения пакета услуг, покрываемых страховкой, заменой зарубежных лекарств и оборудования на отечественные, говорит собеседник «Газеты.Ru» в крупной страховой компании.