Американские компании и ритейлеры серьезно пострадали от роста курса доллара к большинству мировых валют, сообщает The Wall Street Journal. С середины 2014 года доллар укрепился относительно евро на 19%, относительно иены — на 17%. Укрепление национальной валюты уменьшает поступления от продаж за рубежом, а также бьет по общему объему прибыли компаний. Кроме того, приток клиентов в США в обозримом будущем также рискует уменьшиться в пользу иностранных участников рынка.
От этого в первую очередь страдают компании американской косметической отрасли. Так, компания Avon Products Inc. продает 88% своего товара за рубежом — но она не может повышать цены так же быстро, как происходит рост курса доллара. Особенно это касается крайне прибыльного бразильского рынка, где американская валюта существенно подорожала по отношению к местному реалу: за последние три года бразильский реал обесценился почти на 50%, даже несмотря на повышение ставок бразильским ЦБ. В результате европейские конкуренты получают важное ценовое преимущество, что может вылиться в завоевание серьезной рыночной доли как в Бразилии, так и в ряде других стран.
По словам гендиректора Avon Шери Маккой, на Бразилию приходится примерно пятая часть от всего объема продаж компании, а следующими по популярности рынками являются Россия, Аргентина, Польша и Южная Африка. Из-за роста курса доллара компания повысила цены на продукцию в этих странах, что в третьем квартале 2014 года привело к уменьшению объема продаж на 8%.
Представитель другого крупного американского производителя косметики, Johnson & Johnson, на этой неделе рассказал WSJ, что при сохранении нынешнего курса доллара объем выручки компании может сократиться более чем в два раза по сравнению с октябрьскими прогнозами. На усилившуюся конкуренцию со стороны европейцев жалуется и Procter&Gamble Co, у нее на зарубежные продажи приходится 65% выручки.
От укрепления доллара пострадал и ряд софтверных компаний. В частности, производитель коммерческого ПО Salesforce.com Inc. в 2014 году занимался активным продвижением своих продуктов на европейском рынке, что в третьем квартале привело к увеличению доходов на 29%. Однако головной офис и исследовательские подразделения компании расположены в США, и расчеты в основном происходят в долларах. В результате руководство Salesforce.com осенью уже было вынуждено констатировать, что рост курса американской национальной валюты в наступившем 2015 году может лишить компанию $120–150 млн прибыли.
«Из-за большого числа зарубежных клиентов наши доходы зависимы от курса доллара, так что это повлияет на наши конечные результаты», — отметил WSJ старший вице-президент Salesforce Эндрю Баэр.
Свою озабоченность по поводу роста курса доллара высказывают и американские туристические компании. Владелец ряда букинговых сайтов Expedia Inc. уже заявил об уменьшении числа бронирований в американских отелях и снижении интереса путешественников из Европы и Южной Америки к известным туристическим местам, таким как Нью-Йорк.
«Для представителей европейского среднего класса туры по США становятся просто не по карману. Поэтому они массово отменяют бронирование в гостиницах, чего раньше почти никогда не делали. А ведь именно туристы из ЕС и Южной Америки зачастую тратят в разы больше американцев», — сетует гендиректор Expedia Дара Косровсахи.
Уменьшение турпотока, в свою очередь, бьет по ряду люксовых брендов. В частности, ювелирная компания Tiffany&Co. около 8% всей своей продукции продает через свой флагманский магазин в Нью-Йорке. «Когда курс доллара был ниже, у нас были толпы европейцев. Но на прошлой неделе продажи резко пошли вниз», — жалуется вице-президент компании Марк Аарон. Снижение объемов продаж во флагманском магазине компания надеется компенсировать открытием новых торговых точек за пределами США.
Однако эксперты полагают, что экспансия американских компаний за рубеж может столкнуться с противодействием со стороны европейских конкурентов. Подспорьем для них станут более низкие производственные издержки, а также возможность снизить цену до более привлекательного уровня.
Более того, аналитик Bernstein по потребительскому рынку Али Дибадж считает, что конкуренты американских компаний могут попытаться отвоевать часть американского рынка. «При сильном долларе они могут позволить себе привлечь покупателей низкими ценами и, кроме того, привлечь покупателей из США», — отметил он.
Серьезно помочь европейским компаниям может запуск механизма количественного смягчения в еврозоне, о котором ЕЦБ может объявить уже в четверг.
Если решение о начале программы будет принято в ближайшее время, то уже к 2016 году, по прогнозам аналитиков Goldman Sachs, валютная пара евро/доллар может достичь паритета, а к концу 2017 года — опуститься до 0,9000 евро за $1.
«Однако подобное развитие событий зависит от выбранного ЕЦБ механизма осуществления количественного смягчения и ответных мер со стороны ФРС. В зависимости от того, делегирует ли Марио Драги полномочия национальным банкам или решит проводить смягчение силами ЕЦБ, и зависит изменение курса евро», — рассказала «Газете.Ru» главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По ее словам, в случае сохранения текущих цен на энергоносители серьезный ущерб будет нанесен американским сланцевым проектам, что позволит ФРС не проводить ожидаемое всеми повышение процентных ставок. «Таким образом, ФРС предложит некий противовес монетарному смягчению в еврозоне», — подытожила эксперт.