Мировой лидер в сфере нефте- и газосервиса компания Schlumberger приобретает 45,65% крупнейшей в России буровой компании Eurasia Drilling Company. Сделка будет проведена по цене $22 за акцию EDC, таким образом, общая ее сумма составит $1,7 млрд.
«Соглашение расширяет успешное долгосрочное сотрудничество между двумя компаниями в рамках стратегического альянса, подписанного в 2011 году», — говорится в сообщении Schlumberger. В 2011 году компании обменялись активами: EDC приобрела у Schlumberger ООО «Сибирская геофизическая компания» и ЗАО «Самотлорский капитальный ремонт скважин». Сумма сделки тогда составила $345,5 млн, из которых $249,9 млн EDC оплатила деньгами, а остальную часть — активами. Schlumberger получила ООО «НТС», ООО «Техгеосервис», ООО «Мегионское тампонажное управление» (буровые и ремонтные компании, работающие в Западной Сибири).
Eurasia Drilling, в свою очередь, сообщает, что ее контролирующие акционеры Александр Джапаридзе (30%) и Александр Путилов (22%) выкупят с рынка все глобальные депозитарные расписки EDC (одна GDR равна одной акции), после чего 45,65% российской компании будет продано Schlumberger. Последняя, кстати, предоставляет контролирующим акционерам EDC на это заем в $991 млн. Кроме того, Schlumberger получает трехлетний опцион на выкуп и контрольной доли Eurasia Drilling.
Цена $22 за акцию предполагает премию более 80% к рыночной цене бумаг EDC на конец торгов на Лондонской фондовой бирже в понедельник ($12,15). После объявления о сделке акции Eurasia Drilling взлетели более чем на 70%, к 11.05 мск их цена составила $20,85 за штуку.
«Пик роста акций EDC был достигнут в январе прошлого года, цена составляла $45,8 за штуку, — комментирует аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. — Затем началось падение, связанное с ослаблением рубля к доллару, так как расписки компании номинированы в долларах, а большая часть ее контрактов — в рублях».
В конце прошлого года стало известно о слиянии таких лидеров мирового нефтесервиса, как Halliburton и Baker Hughes. Первая покупает вторую за $34,6 млрд.
Консолидация нефтесервисных компаний в условиях падения цены на нефть становится тенденцией, отмечает Сергей Пигарев. Крупные компании скупают более мелкие, которые сейчас дешевеют. Ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев указывает, что чем больше интеграция, тем ниже конкуренция этой сферы нефтяного бизнеса. «Поэтому Schlumberger пытается максимально привязать к себе крупных конкурентов», — поясняет эксперт.
При этом следует особо отметить, что Schlumberger покупает именно российскую компанию, лидера российского нефтесервисного рынка, притом что сейчас в отношении России действуют санкции Запада, да и в целом отношения России с Европой и США в настоящее время сложно назвать дружественными.
Schlumberger зарегистрирована в офшоре, на Нидерландских Антильских островах. Однако штаб-квартиры компании расположены в США и Франции. Санкции Запада, в частности, запрещают поставлять российским нефтяным компаниям оборудование и технологии для шельфового бурения и добычи сланцевой нефти.
«Нельзя исключать, что в перспективе Schlumberger может попытаться обойти санкции, используя EDC и осуществляя поставки техники и технологий российским нефтяным гигантам через нее, — говорит Сергей Пигарев. — Однако это маловероятно, риск претензий, связанных с санкциями, слишком велик».
А вот Рустам Танкаев полагает, что сделка в целом запланирована именно как прикрытие, необходимое для бизнеса в России, для решения конкретных задач и реализации конкретных проектов.
«Такая практика существует, и она расширяется, — говорит эксперт. — В ближайшие месяцы следует ожидать, что сама идея санкций против российской нефтянки будет дискредитирована, хотя формально они останутся».