Ритейлеры настроены пессимистично: большинство не ожидает улучшения ситуации в наступившем году. «Наш финансовый план на этот год предполагает, что дальнейшего ухудшения экономики не будет», — говорит генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети Baldinini, Levi's, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров. Но это оптимистичный прогноз: коллеги Макарова готовятся к падению продаж и уже сейчас предпринимают первые шаги для минимизации своих потерь.
Продуктов не найти
Ассортимент супермаркетов с начала года уже сократился на 10–15%, признает директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. «Мы действительно отказываемся от некоторых наименований товара, которые не продаются», — подтверждает совладелец продовольственных сетей «Таврия-В» и «Космос» Борис Музалев.
С полок магазинов стали исчезать дорогие импортные продукты: мясные и рыбные консервы, варенье, элитные соки, рассказывает Алексей Дорошенко. Сокращаются наименования иностранных сыров, хамона, оливок, подсолнечного масла и рыбы, которая на Украину завозится. Но больше всего опустели полки с алкогольными напитками — водкой, вином и бренди иностранного производства. Это подтверждает и директор дистрибьюторской компании «Витис» Сергей Мазур, по словам которого, если в прошлом году их ассортимент насчитывал около 2 тыс. наименований, то сейчас — 500–800. Компания вынуждена отказаться от «нишевых вин» — портвейнов, хересов, а также алкоголя из малоизвестных обычному покупателю регионов. Существенно сократится и ассортимент напитков «среднего ценового сегмента» по 300–1000 гривен за бутылку (1,2–4 тыс. руб.), который сейчас практически не пользуется спросом. «В этом сегменте существенно сократится количество французских напитков, поскольку найти достойное вино по цене до 500 гривен (2 тыс. руб.) за бутылку очень сложно», — поясняет Сергей Мазур и добавляет, что здесь в более выигрышной позиции оказались итальянские вина.
Продовольственные магазины делают упор на более дешевые «социальные группы товаров» — крупы, масло, молоко, хлеб и пр., наценка на которые регулируется государством и не может превышать 15%. Этими продуктами сейчас ограничиваются многие покупатели. «Если в прошлом году в обороте киевских магазинов на них приходилось около 20%, то сейчас — 35–40%», — констатирует Алексей Дорошенко.
Выбора нет
Ассортиментная линейка товаров в непродовольственной рознице также заметно сокращается. Андрей Макаров говорит, что количество дорогой продукции уменьшилось на 50%. «Половину покупателей шокируют новые цены, например, ботинки за 20 тыс. гривен (80,3 тыс. руб.). Но мы вынуждены были поднять расценки, что связано с резкой девальвацией гривны», — поясняет Макаров. Он отмечает, что в магазинах стало заметно меньше вечерних платьев, праздничных туфель и пр.
«Сейчас мы работаем над оптимизацией ассортимента», — говорит руководитель крупнейшей украинской сети по продаже мобильных телефонов и аксессуаров «Алло» Валерий Золотухин. По его словам, «лучше всего сейчас продаются смартфоны», поэтому их количество сеть сокращать не намерена.
Зато планирует отказаться от дорогих гаджетов стоимостью свыше 5 тыс. гривен (20 тыс. руб.). Такая же ситуация наблюдается и в сегменте бытовой техники и электроники. Представитель сети «Фокстрот. Техника для дома», пожелавший остаться неназванным, рассказал, что с полок магазинов исчезнет каждый пятый товар. Как правило, речь идет о больших телевизорах либо холодильниках стоимостью до 60 тыс. гривен (241 тыс. руб.).
«В начале прошлого года товары были вдвое дешевле, поэтому покупатели до сих пор не могут привыкнуть к новым ценам», — признает представитель «Фокстрота». Ритейлеры отмечают, что намерены и дальше сокращать ассортимент, если покупатели будут еще реже наведываться в магазины. Это произойдет в том случае, если гривна продолжит падение — такие прогнозы дают многие украинские аналитики. Причем ситуация в этом году будет хуже по сравнению с кризисными 2008–2009 годами, когда найти хорошую по качеству технику или иностранное вино было очень сложно. Для этого приходилось бронировать товар по телефону и ехать едва ли не через весь город.