Риски транзита российского газа через Украину по-прежнему сохраняются. Об этом заявил в среду глава «Газпрома» Алексей Миллер по итогам встречи с зампредседателя Еврокомиссии по Энергетическому союзу Марошем Шефчовичем.
В релизе «Газпрома» отмечается, что «Нафтогаз Украины» закупает меньше газа, чем обусловлено брюссельскими соглашениями (договоренности, достигнутые в конце прошлого года, согласно которым Украина закупает российский газ по предоплате и со скидкой в $100 за 1 тыс. кубов), но при этом отбирает газ из подземных газохранилищ. Правда, на сколько именно меньше закупает газа Украина, «Газпром» не сообщает. Отбор из ПХГ приводит «к стремительному сокращению запасов», которых, по мнению «Газпрома», и так не хватает для успешного прохождения зимнего периода.
«Учитывая, что зимние максимумы потребления газа приходятся на конец января и февраль, транзитные риски для европейских потребителей на территории Украины сохраняются», — предупреждает «Газпром».
Подземные газохранилища расположены на западе Украины и в период сезонного роста спроса используются для наращивания транзита российского газа в Европу (затем это замещается поставками с востока страны — то есть фактически из России). Таким образом, недостаток газа в ПХГ может создать угрозу стабильному транзиту.
Кроме того, сейчас Киев задействует ПХГ как собственный резерв, и если он будет полностью исчерпан, газа не хватит уже самой Украине, а в этом случае может начаться несанкционированный отбор из транзитных объемов. Кстати, 5 января Миллер уже предупреждал об этом российского премьер-министра Дмитрия Медведева. Причем, по словам главы «Газпрома», отбор может начаться уже в конце января.
Сейчас Украина практически не в состоянии закупать газ даже с учетом скидки в $100 (со скидкой цена в первом квартале составляет $385 за 1 тыс. кубометров). По данным Национального банка Украины, по состоянию на конец декабря 2014 года международные резервы страны сократились на 24,4% по сравнению с предыдущим месяцем и составили $7,5 млрд. Это в 2,7 раза меньше, чем в январе 2014 года, когда резервы составляли $20,4 млрд. При этом долги, по которым Киев должен расплатиться только в текущем году, составляют $11 млрд. Причем сокращение украинских резервов связано именно с «Нафтогазом» — государство поддержало компанию, чтобы та смогла выплатить «Газпрому» $1,65 млрд за газ, поставленный еще в конце прошлого года.
По данным ассоциации Европейских операторов подземных газовых хранилищ (GSE) на начало недели, украинские газохранилища заполнены примерно на треть, в них содержится 10,487 млрд кубометров газа.
При этом только за первые десять дней января из ПХГ был отобран 1 млрд кубов. В начале же декабря в хранилищах было 13,9 млрд кубометров.
Украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский говорит, что риски для транзита могут возникнуть лишь в случае резкого похолодания, которое продержится не менее двух недель.
«Газпром» в нынешней ситуации явно нагнетает, поскольку как на Украине, так и в Европе стоит относительно теплая погода и, естественно, расход газа меньше, — отмечает Землянский. — Проблема уже не в текущем отопительном сезоне, а следующем, поскольку ПХГ будут практически пустыми на конец этого периода и для заполнения потребуется 12–16 млрд кубов газа. Как в нынешней экономической ситуации Украина будет его закупать — большой вопрос».
Впрочем, учитывая резкое снижение цен на нефть, уже в следующем квартале цена российского газа, привязанного к нефтяным котировкам, для Украины может значительно снизиться. Ранее российские эксперты отрасли прогнозировали, что она упадет до $250–270 за 1 тыс. кубометров.
А вот замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач говорит, что угроза транзиту вполне реальна вне зависимости от погоды.
«Суточное потребление газа на Украине уже сейчас составляет 200–250 млн кубометров, — поясняет эксперт. — Максимальные суточные поставки из России, согласно достигнутым договоренностям, составляют 114 млн кубов (а «Газпром» заявляет, что Украина закупает меньше), реверсные поставки из Европы (в основном из Словакии) — 32–33 млн кубометров в сутки, собственная добыча Украины — порядка 50 млн кубометров».
Таким образом, без использования газа из ПХГ Украина полностью не укладывается даже в 200 млн кубов в сутки.
«По нашим оценкам, если отбор газа из подземных хранилищ будет продолжаться такими же темпами, то они опустеют уже к середине февраля, — предупреждает замглавы ФНЭБ. — И тогда Украина может начать несанкционированный отбор газа из транзитных объемов».
Россия, чтобы исключить риски украинского транзита (в 2009 году дело доходило до полного прекращения поставок в Европу через украинскую территорию) планировала проложить газопровод «Южный поток», мощность которого должна была составить 63 млрд кубометров. Однако в декабре прошлого года Москва внезапно заявила, что отказывается от проекта. Это было связано с тем, что Еврокомиссия затягивала принятие решения по «Южному потоку», требуя приведения проекта в соответствие с нормами Евросоюза (в частности, с Третьим энергопакетом, запрещающим одной и той же компании заниматься поставками газа и его транспортировкой).
Вместо этого Россия декларировала прокладку аналогичной трубы через Турцию (газопровод пройдет из России до турецко-греческой границы, и далее газ будет распределяться по странам Европы).
Марош Шефчович в среду заявил, что решение о строительстве «Турецкого потока» «наносит ущерб имиджу «Газпрома» как надежного поставщика». По его словам, Европа удивлена решением России полностью перенаправить трансукраинские поставки на границу Турции и Греции.
Глава российского Минэнерго Александр Новак, с которым Шефчович также встречался во вторник, в свою очередь напомнил, что «Газпром» на протяжении десятилетий исполнял свои обязательства по обеспечению Европы газом. «Речь не может идти об изменении имиджа российской публичной компании», — подчеркнул российский министр.