На Украине практически не осталось денег. Национальный банк в своем отчете сообщил, что по состоянию на конец декабря 2014 года международные резервы страны сократились на 24,4% по сравнению с предыдущим месяцем и составили $7,5 млрд. Это в 2,7 раза меньше, чем в январе 2014 года, когда резервы составляли $20,4 млрд.
Такой низкий показатель в стране зафиксирован впервые за почти одиннадцать лет. Примерно столько же, как и сейчас, в закромах было лишь в феврале 2004 года — $7,63 млрд.
В сообщении Нацбанка сказано, что снижение международных резервов связано с поддержкой НАК «Нафтогаз», которая вернула «Газпрому» $1,65 млрд долгов за поставленный еще в ноябре-декабре 2013 года газ. Платить российской компании за поставленное топливо из резервов ранее разрешил кабинет министров, поскольку самостоятельно рассчитаться за газ украинский монополист не в состоянии. Ежегодно он несет убытки из-за низких цен для населения. По сообщению премьер-министра Арсения Яценюка, в 2014 году дотации «Нафтогазу» составили около 110 млрд грн. Большая часть этих денег была эмитирована, что спровоцировало резкую девальвацию гривны в конце прошлого года (по итогам 2014 года гривна подешевела на 85% по отношению к доллару).
Критический уровень
Нынешний размер международных резервов страны очень низкий, признает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. «Обычно его сравнивают с несколькими показателями — объемом импорта или внешнего долга», — поясняет эксперт. Например, в этом году Украина должна выплатить кредиторам около $11 млрд, а совместно с займами, которые предоставлялись под государственные гарантии, — около $50 млрд. Считается, что международные резервы должны покрывать импорт на протяжении трех месяцев, но сейчас их хватит только на месяц с небольшим, добавляет Жолудь.
Пессимистические показатели приводят к массе проблем. «Главная из них — это дефолт. Он возможен в том случае, если стране не удастся привлечь внешнее финансирование», — считает председатель правления Инвестиционно-трастового банка Александр Подолянко. Более того, сейчас Украине фактически нечем платить за российский газ и уголь.
Александр Жолудь добавляет, что у Нацбанка нет инструментов для «сглаживания» резких скачков валюты, например, за счет продажи долларов по относительно невысокому курсу. Административные меры, которые тоже периодически использует регулятор, не помогают.
Об этом свидетельствует расцвет черного рынка, где по состоянию на 13 января «зеленый» можно купить по 19–19,5 грн. Для сравнения: в банках установлен более низкий курс — 16,5–16,7 грн/$, но валюты в их кассах не видели с середины декабря.
Возможные резкие скачки курса заставляют перестраховываться импортеров продуктов питания, топлива, автомобилей, лекарственных препаратов, строительных материалов и пр., некоторые из них сейчас закладывают в цену своего товара курс 22–23 грн/$.
Сокращение международных резервов заставляет паниковать инвесторов, которые приобрели украинские долговые расписки. Такая ситуация, например, наблюдалась в январе прошлого года, когда держатели украинских бумаг со сроком погашения в 2017 году старались их продать. В результате цены на них упали на 40%. В понедельник, 12 января, котировки долговых обязательств Украины опять снизились еще на 3 п.п. Произошло это после провала переговоров об урегулировании кризиса на востоке страны, а также заявления министра финансов России Антона Силуанова о возможности потребовать от Украины досрочно вернуть $3 млрд заимствований.
Нужная помощь
Аналитики дают осторожные оценки относительно дальнейшего развития ситуации на Украине. По их мнению, стране нужно привлечь минимум $10–15 млрд от внешних кредиторов. Миссия МВФ, которая прибыла на Украину в начале января и планирует работать в стране до конца месяца, хранит молчание. Национальный банк в свою очередь надеется, что по результатам работы сторонам удастся подписать письмо о намерениях, а также меморандум об экономической и финансовой политике. В этих документах будут прописаны шаги, которые необходимо выполнить для получения очередного транша финансовой помощи. «Мне кажется, что деньги Украине предоставят», — считает Александр Жолудь.
Какие требования выставит МВФ, пока непонятно, но уже известно, что стране придется поднять цены на газ для населения в три-четыре раза. Это, по мнению чиновников, позволит сократить убытки «Нафтогаза» до 34 млрд грн в 2015 году.
Перспективы проведения донорской конференции тоже остаются туманными. «Нет даты для такой конференции. Мы предложили им подождать с датой, пока они не разработают более конкретную стратегию национальных реформ», — заявил представитель Еврокомиссии.
Единственный, кто, кажется, готов реально помочь Украине, — США. Министерство финансов Штатов намерено предоставить Украине финансовые гарантии на сумму $1 млрд в первой половине этого года. При этом в случае успешной реализации Украиной реформ Вашингтон даст дополнительный $1 млрд кредитных гарантий. Но этих денег для решения финансовых проблем Украины явно недостаточно.