Инфляция в России в 2015 году составит в среднем 13,7%, прогнозирует Morgan Stanley. Прежний прогноз банка — 9%.
Одна из основных причин ухудшения прогноза — мировые цены на нефть, тестирующие сейчас многолетние минимумы (Brent на торгах в понедельник на лондонской бирже опустилась ниже $46).
«Так как на нефть и газ приходится две трети экспортной выручки РФ и от них зависит половина федерального бюджета, колебания цен на нефть являются ключевым фактором для экономического роста, обменного курса и инфляции», — отмечается в сообщении банка, обнародованном в понедельник.
Инфляция достигнет пика в апреле. Затем ожидается ослабление инфляции до 10,6%, прогнозируют эксперты банка.
При этом аналитики Morgan Stanley считают, что российский ЦБ сохранит ключевую ставку на уровне 17% в первом полугодии 2015 года. Она может быть снижена только после того, как регулятор убедится, что инфляция замедляется и сможет приблизиться к целевому показателю 4% в 2017 году.
Пессимизм Morgan Stanley не кажется излишним на фоне итогов по инфляции за прошлый год — 11,4%.
К двузначному показателю инфляция впервые вернулась с кризисного 2008 года, свидетельствуют данные Росстата. Непродовольственные товары подорожали в 2014 году на 8,1%. Продовольственные выросли в цене на 15,4%.
Прошлогодними чемпионами по росту цен оказались гречневая крупа (рост почти на 80% за год), белокочанная капуста (44%), сахарный песок (38%), курица и свинина (рост почти на треть). 20-процентный рост, в частности, показали яблоки, помидоры, рыба, рис. Сыр и молочные продукты выросли на 15–20%. На столько же — колбасные изделия. Хлеб прибавил в цене в среднем на 5%.
Стоимость минимального месячного набора продуктов питания в среднем по России на конец декабря 2014 года составила 3297,9 руб., сообщил Росстат.
В 2013 году инфляция набрала 6,5%. В 2012-м — 3,6%, в 2011 году — 6,1%, в 2010 и 2009-м — 8,8%.
После введения продовольственного эмбарго правительственные чиновники утверждали, что мониторят цены и ситуация на потребительском рынке не выйдет из-под контроля. «Будем отслеживать, как меняется ситуация, будем смотреть на товарные запасы, остатки на складах, чтобы ни у кого не было опасения, что ситуация выйдет из-под контроля», — утверждал в сентябре прошлого года вице-премьер Аркадий Дворкович.
Позже Дворкович признал, что рост цен на продовольствие в 2015 году будет выше 10%. А по отдельным товарам инфляция может превысить 20%. Минпромторг и ФАС даже обсуждали идею заморозки цен на продовольственные товары, но сочли ее неэффективной.
Официальный прогноз Минэкономразвития на 2015 год составил 7,5%. Этот прогноз трижды менялся еще в течение прошлого года. Первоначальный был 5%, а после введения Россией ответных санкций вырос до 6,5%. Ответные санкции России дополнительно разгонят инфляцию на 1 процентный пункт, заявлял ранее директор департамента макроэкономического прогнозирования министерства Олег Засов.
Прогноз Минэкономразвития имеет все шансы быть переписанным и в четвертый раз. Глава МЭР Алексей Улюкаев под занавес уходящего года не исключил роста инфляции в 2015 году на 10%, по крайней мере в первом квартале.
Эксперты жестче оценивают перспективу. Швейцарский брокерский дом Dukascopy Bank SA отмечает, что в первом квартале 2015 года темпы инфляции могут достичь 15% в годовом исчислении. Аналогичный прогноз дает Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент».
«Причем в подобных оценках делается допуск на относительно спокойное развитие событий на внешних рынках. Однако реально такого гарантировать совсем нельзя: очень может быть, что и западные рынки в 2015 году ждут серьезные потрясения. Озабоченность вызывает, например, пузырь фондового рынка США», — говорит Подлевских.
Не стоит забывать и про политические факторы, влияющие на экономический рост, отток капитала и инфляцию, отмечает глава продаж в странах СНГ Dukascopy Bank SA Павел Симоненко. «Значимым для инвесторов событием в ближайшую неделю станет четырехсторонняя встреча в «нормандском формате» в Казахстане 15 января. Перенос встречи повышает политические риски для России и может ускорить отток капитала», — говорит Симоненко.
Не следует думать, что раз год закончился, то и влияние тех инфляционных факторов, которые он породил, закончится вместе с ним, пишет на своей страничке в LiveJournal известный экономист Сергей Алексашенко, первый зампред правления Центробанка в 1995–1998 годах. «Похоже, что последствия запрета на импорт продовольствия будут сказываться до начала весны, а осенней волны девальвации рубля (если рубль сможет закрепиться на текущих рубежах) — до начала лета. Поэтому до марта инфляция продолжит свое ускорение и вполне может достичь 14–15%», — считает Алексашенко.
Он считает маловероятным, что Банк России сможет снизить инфляцию до 6–6,5% (целевой показатель регулятора на 2015 год). «Теоретически, да, возможно. Но для этого с апреля и до конца года цены вообще должны перестать расти, то есть замереть на уровне марта. Достаточно сказать, что такого в российской истории никогда еще не было», — отмечает Алексашенко, предполагая, что
возможен «вариант 2000». Инфляция в январе 2000 года составила 2,3% (то есть очень близко к росту цен в прошедшем декабре). Если эта траектория изменения цен продолжится, то инфляция уже к концу лета может устойчиво превысить 20-процентную отметку. В 2000-м инфляция составила 20,2% по итогам года.
В Европе уровень инфляции выше, чем в России, только у соседей — на Украине и в Белоруссии. По итогам 2014 года инфляция на Украине составила 21%, в Белоруссии — 16,2%.