Литва официально стала частью еврозоны 1 января 2015 года. Старые литы продолжают хождение на время переходного периода – еще 15 дней. Своя валюта была у Литвы недолго: литы впервые получили хождение в независимой Литовской Республике в 1922 году. В 1941 году они были заменены советским рублем и вновь возвращены только в 1993 году с восстановлением независимости.
«Евро – это инструмент нашей более глубокой интеграции: чем ближе мы к Западу, тем дальше от востока, — заявил глава литовского ЦБ Витас Василяускас агентству Bloomberg. – Как руководитель центробанка я не должен лезть в геополитику. Но таково положение дел сейчас». Он добавил также, что любой шаг в сторону Запада увеличивает безопасность страны.
Литва – единственное государство — кандидат в еврозону, которому удалось выполнить все необходимые условия.
По Маастрихтским критериям, претендент на вступление в зону евро должен иметь дефицит госбюджета не более 3% ВВП , госдолг – не выше 60% ВВП; а рост цен – превышающий три лучших показателя по ЕС не более чем на 1,5 п.п. В конце 2013 года госдолг Литвы составил 39,4% ВВП, инфляция 1% и была ниже требуемой.
Первую попытку присоединиться к еврозоне Литва провалила.
В 2007 году страна не смогла справиться с инфляцией – тогда она составила 5,8% (данные Евростата) при допустимых 2% (в 2008 году и вовсе разогналась до 12,5%).
Это 19-й член зоны евро из 28 членов Евросоюза. Литва – последнее государство Прибалтики, перешедшее на евро. Эстония – член еврозоны с 2011 года, Латвия – с 2014 года. Хотя исторически Литва — самое сильное государство в Прибалтике, она всегда была самодостаточна в проведении внешней политики, напоминает заместитель председателя правления, казначей Банка расчетов и сбережений Игорь Дмитриев. «К тому же на момент распада СССР имела неплохой экономический потенциал, например, только РСФСР и Литовская ССР были республиками–донорами», — говорит он.
Присоединение очередного государства к еврозоне – всегда потрясение для обеих сторон, однако не обязательно с негативными последствиями. Так, ВВП Эстонии в год перехода на евро вырос на 9,6% (а годом ранее только на 2,6%), впрочем, уже в 2012 году снизил темп до 3,9%. Уровень безработицы в Эстонии сократился с 16% в 2010 году до 12% в 2011 году. ВВП Латвии в год присоединения к еврозоне, по прогнозам Всемирного банка, вырастет на 3,8%, что чуть меньше, чем в 2013 году (на 4%).
Центробанк Литвы напоминает, что переход на евро в первую очередь даст сэкономить банкам – международные транзакции станут стоить столько же, сколько внутренние. Пока комиссия для трансграничных операций выше в десятки раз. Однако население больше волнуют цены в магазинах – при переводе в евро их обычно округляют в большую сторону.
«Около половины опрошенных жителей Литвы все еще выступают против перехода с литов на евро, а более 80% ожидают, что он приведет к росту цен», — пишет The Independent.
«Естественно, стоит ждать повышения цен», — подтверждает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. В связи с этим он прогнозирует дополнительное снижение потока российских туристов.
Впрочем, многие литовские ритейлеры подписали соглашение о том, что не будут использовать переход на евро как предлог для повышения цен.
А правительство расширило список социально значимых товаров и услуг, цены на которые постоянно отслеживаются, с 40 до 100 пунктов (до августа 2015 года). По словам Василяускаса (их передает Euronews), в Латвии переход на евро прибавил к инфляции примерно 0,1 п.п. «Чего-то подобного мы ждем и в Литве, не забывая о том, что рост доходов составит, вероятно, 4–5%».
Экономисты больше опасаются за внешний долг и темп роста ВВП. «Еврозона в ужасном состоянии. Рост экономики вялый вот уже несколько лет, она оказалась на грани дефляции, когда падение цен увеличивает стоимость заимствований. Безработица высокая: в Испании и Греции ее уровень выше 20%. Отношение долга к ВВП еврозоны увеличилось с 84% в 2010 году до 90% в текущем», — напоминает The Economist, удивляясь тому, что тем не менее Литва – быстрорастущая экономика с низким уровнем долга – не передумала присоединяться к клубу.
«В условиях единого рынка и отсутствия возможности регулировать курс национальной валюты, экспорт и торговый баланс страны окажут под давлением. Период адаптации может составить до трех лет. До этого времени экспорт страны может сократиться на 20–25%, экономика — на 5–7%», — считает управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута.
Всемирный банк ждет роста ВВП Литвы. Хотя понижает прогноз на 2015 год с 3,3 до 3,1%. Но не в связи с переходом на евро, а из-за дефляционных ожиданий в еврозоне – главном торговом партнере Литвы – и рецессии в России.
На Евросоюз приходится примерно 60% литовского экспорта, на Россию – 20%. Впрочем, некоторые сектора литовско-российского товарооборота уже пострадали из-за российских контрсанкций.
«Благодаря сильной политической традиции и сравнительно неплохим стартовым экономическим показателям у Литвы есть шанс преодолеть эти трудности без каких-либо социально-экономических потрясений», — успокаивает Дмитриев.
Для еврозоны положительный эффект тоже наступит не сразу.
«Объем литовской экономики слишком мал, чтобы как-то мог повлиять на масштабы европейской экономики в целом», — считает Платон Магута. «Еврозона в целом переживает непростые времена, и вхождение в зону евро еще одной страны не станет положительным моментом в краткосрочной перспективе. Ну а по мере усиления интеграции в перспективе трех-пяти лет Литва вполне может выйти на средний уровень, что, соответственно, немного улучшит и общеевропейские показатели», — прогнозирует Дмитриев.
Вероятно, после Литвы наступит пауза в присоединении к еврозоне.
«Может пройти десятилетие, прежде чем следующая страна присоединится к еврозоне», — говорят эксперты на страницах немецкого издания The Deutsche Welle.
Из оставшихся девяти стран членов Евросоюза исключительное право не присоединяться к еврозоне получили Великобритания и Дания и пока с удовольствием им пользуются. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон регулярно обещает, что перехода на евро не будет. В Дании в 2011 году премьер Ларс Лёкке Расмуссен хотел было провести референдум о вступлении в зону евро, однако голосование так и не состоялось. Новое правительство пока не возвращается к этому вопросу.
Не горят желанием присоединяться к еврозоне и Польша со Швецией. Остальные не против, но не могут выполнить маастрихтские условия: Болгария, Чехия, Хорватия и Венгрия справились с инфляцией, но только Болгария и Венгрия сумели при этом еще и сократить госдолг, и никто не контролирует волатильность собственных валют относительно евро.