Белоруссия «не собирается бежать за Россией» и девальвировать свою валюту, заявил президент республики Александр Лукашенко и призвал правительство принять соответствующие меры. Паническое падение рубля в Москве вызвало панику и в Минске, стал работать психологический фактор: якобы белорусский рубль должен упасть вслед за российским. По мнению наблюдателей, основания для девальвации в тех же пропорциях есть: падение российского рубля привело к тому, что белорусская продукция стала в России дорогой и реальный спрос на нее упал. В результате люди, во-первых, ринулись к обменникам, а во-вторых, стали в массовом порядке переводить рублевые депозиты в валютные.
Превентивные меры
В итоге на российский «черный вторник» Белоруссия отреагировала «черной пятницей». При этом технически девальвации в партнере России по Таможенному союзу не произошло: биржевые торги 19 декабря не состоялись, и курсы валют не изменились.
Но белорусам, выстроившимся в очереди у обменных пунктов, дали от ворот поворот: на приобретение иностранной валюты введена 30-процентная комиссия.
Продавать валюту по-прежнему можно безо всяких сборов. Таким образом, реальный курс продажи российского рубля с учетом комиссии оказался в районе 244 белорусских при официальном курсе Нацбанка в 187 белорусских рублей за 1 российский(официальный курс 20 числа поднялся на 3 рубля). Примечательно, что даже с учетом этих мер российская валюта за год уже успела серьезно обесцениться по отношению к белорусской: 20 декабря прошлого года биржевой курс российского рубля составлял 287,5 белорусских.
На фоне таких мер Нацбанка утром 19 декабря белорусские банки запретили клиентам снимать валюту с рублевых карт и пополнять валютные карты рублями. Вскоре из обменных пунктов исчезла наличная валюта. Те, кто не успел продать белорусские рубли, наводнили магазины бытовой техники и электроники. У входов в некоторые торговые центры дежурила милиция.
Опасаясь массового выхода вкладчиков из белорусского рубля, Нацбанк РБ повысил до 50% годовых ставки по предоставлению банкам рублевой ликвидности. Уже днем 19 декабря коммерческие банки вынуждены были предлагать клиентам рублевые депозиты под 50% годовых.
Таким образом, белорусский рубль стал самой «доходной» валютой в Европе и едва ли не самой доходной в мире.
Параллельно банки закрыли кредитование в белорусских рублях. К вечеру 19 декабря получить рублевую ссуду в республике было невозможно. Точки экспресс-кредитования в крупных торговых центрах попросту закрылись. А мобильные операторы на неопределенный срок прекратили продавать гаджеты в рассрочку.
Экспортеры не помогут
Еще одна мера, также обсуждаемая в России, а именно продажа валютной выручки экспортерами, была реализована Минском. Белорусский Национальный банк обязал экспортеров продавать на бирже 50% поступающей в страну валютной выручки. «Принятые меры позволят повысить привлекательность сбережений в белорусских рублях, сбалансировать валютный рынок в условиях повышенного спроса на иностранную валюту и не допустить роста спекулятивных настроений», — считают в Нацбанке.
Однако эти действия могут принести и противоположный эффект. «В сложившихся условиях белорусский бизнес предпримет максимум усилий, чтобы не возвращать валютную выручку в страну», — на условиях конфиденциальности комментирует изменившиеся условия игры представитель белорусской компании-экспортера. А партнер адвокатского бюро «Адвокаты ЮрЗнак» Максим Знак отмечает, что
экспортеры, сдающие 50% валютной выручки по биржевому курсу, могут столкнуться с парадоксальной необходимостью тут же покупать валюту, но уже с комиссией в 30%. Ведь нередко затраты экспортера на импортные комплектующие превышают 50% стоимости готовой продукции.
С Новым годом
Экономист Леонид Заико считает, что действий Нацбанка РБ недостаточно, чтобы остановить валютную панику. «Чтобы ограничить доступ спекулянтов к валютному рынку, нужно было делать комиссию в 100%. Тогда бы белорусский рубль выровнялся с российским по покупательской способности. А будь я валютным спекулянтом, то покупал бы в Минске доллары даже с наценкой в 30%, в России покупал бы на них товар и продавал бы его здесь в два раза дороже», — рассуждает эксперт.
Ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова сказала «Газете. Ru», что по итогам «недевальвации» белорусы получат все минусы обесценивания национальной валюты: пустые прилавки, взлет цен на импортные продукты, «серый» валютный рынок и, как следствие, падение уровня жизни.
А вот белорусские экспортеры не получат традиционных для девальвации бонусов. «В результате того, что сегодня случилось, официальный курс белорусского рубля не изменился, а значит, наша продукция на российском рынке не подешевеет», — констатирует Вадим Иоссуб из минского партнера «Альпари». Эксперт добавляет, что причины, по которым белорусский рубль оказался переоценен, лежат не только в России. Это и февральская девальвация казахстанского тенге, и события на Украине, и стагнация в Европе.
Однако власти страны призывают население сохранять спокойствие. Вечером 19 декабря, уже после того как первый шок от решений Нацбанка прошел, Александр Лукашенко уговаривал белорусов потерпеть.
«Вы не переживайте. Что бы ни случилось в нашей стране, даже если худший сценарий будет, мы все равно за полгода стабилизируемся благодаря той системе, которая у нас в Беларуси создана, — жесткой системе вертикали власти, жестких требований, — напутствовал сограждан Лукашенко. — Поэтому не надо ахать, охать, надо готовиться к Новому году и Рождеству».