За три дня, со вторника по четверг, российский рубль девальвировался относительно белорусского на 12,36%. 18 декабря биржевой курс российского рубля в Белоруссии достиг трехлетнего минимума и составлял 163 белорусских. Президент республики Александр Лукашенко назвал колебания на российском валютном рынке «не поддающимися никакому осмыслению». А белорусские банки после «черного вторника» на день отказались иметь дело с валютой союзного государства.
МТБанк 17 декабря вообще не принимал рубли: в соответствующих ячейках табло у обменников банка стояли прочерки.
Другие установили заградительный курс покупки и конверсии. К примеру, Банк ВТБ (Беларусь), по информации сайта Infobank.by, готов был покупать российские рубли по 140 белорусских, а продавать — по 175. Белгазпромбанк на 17 декабря установил курс покупки — 161 белорусский рубль за 1 российский, курс продажи — 187 рублей.
«Мне нужно было купить 300 долларов за российские рубли. В ближайшем к дому отделении Беларусбанка (крупнейший государственный банк. — «Газета.Ru») мне ответили, что на все отделение есть только 200 долларов. Пришлось идти дальше. В кассе в отделении МТБанка сказали, что операции по российскому рублю приостановлены, — рассказывает жительница Минска Мария. — После этого в отделении Приорбанка (принадлежит австрийской «Раффайзен груп». — «Газета.Ru») мне согласились поменять российские рубли на доллары, но по грабительскому курсу — из расчета 80 рублей за доллар. Пришлось менять. Но я довольна, потому что сегодня, возможно, я вообще не смогла бы в Минске купить доллары».
Российский рубль фактически «приравняли» к украинской гривне — валюте, которую белорусские банки не хотят видеть в своих обменниках с весны. Гривну готовы продавать по 700 белорусских рублей (курс Нацбанка РБ на 18 декабря — 687,93), а покупать — всего лишь по 300–400 белорусских рублей, то есть вдвое дешевле.
Трудности с тем, чтобы поменять рубли по биржевому курсу, возникли и у россиян, которых всегда много в Минске. Порой тем, кто 17 декабря приехал в столицу Белоруссии по делам, в принципе отказывали в обмене российских рублей, оставляя для приобретения еды, бензина или билетов домой лишь возможность безналичного расчета.
«Операции с российским рублем чреваты потерями, и банки минимизируют свои риски. Никто не знает, что будет с рублем дальше, это «русская рулетка», — прокомментировал ситуацию источник «Газеты.Ru» в банковских кругах.
В четверг российский рубль отыграл у белорусского 20 позиций: биржевой курс поднялся с 163 до 184 белорусских рублей за 1 российский. Утром 18 декабря МТБанк возобновил работу с российскими рублями. Многие банки сделали курсы покупки и конверсии более привлекательными, чем накануне, но далеко не все.
Национальный банк Белоруссии не комментирует позицию коммерческих банков по российскому рублю. «Вариант, что рекомендация минимизировать операции по российскому рублю поступила именно от Нацбанка, возможен, но маловероятен, — считает независимый финансовый аналитик Сергей Чалый. — Гораздо более вероятно, что это самостоятельная активность банков. Они и сами не дураки».
Тем временем 18 декабря отказаться от российских рублей в расчетах за продукцию белорусских предприятий призвал уже Александр Лукашенко. От правительства Белоруссии он требует вести расчеты с Россией в долларах или евро: «Ему (вице-премьеру Михаилу Русому. — «Газета.Ru») поставлена задача: торговать не за рубли российские, а за доллары. Так как мы платим за энергоресурсы Российской Федерации не в рублях, а в долларах. Это, кстати, недостаток в работе правительства. С Россией надо было работать и требовать с них, чтобы они нам тоже платили в твердой валюте, в долларах или в евро. Мне Русый докладывает, что лед тронулся, многие покупатели нашей продукции в России сегодня платят в долларах. Если в рублях, то в соответствии с курсом на сегодняшний день, на сегодняшний час», — заявил Лукашенко на внеочередном совещании по экономическим вопросам, прошедшем в Минске 18 декабря.
Белорусскому лидеру есть отчего беспокоиться. Согласно официальной статистике, в январе — октябре 2014 года более 87% валютной выручки из России Белоруссия получила в российских рублях. Премьер-министр республики Михаил Мясникович на днях констатировал, что за 2014 год Минск «просел» по торговле с Россией на $739 млн. «Мы недобираем очень большие объемы экспорта в Российскую Федерацию, несмотря на то что в физическом исчислении практически по всем позициям поставляем больше продукции», — пожаловался белорусский премьер.