Чтобы остановить панику в банковском секторе, Центральный банк представил план его спасения. В среду на сайте регулятора появилось сообщение «О мерах Банка России по поддержанию устойчивости российского финансового сектора» (всего семь пунктов).
Так, для сохранения устойчивости банковского сектора в условиях возросших процентных и кредитных рисков на фоне замедления российской экономики Банк России и правительство готовят меры по докапитализации банков в 2015 году, сказано в сообщении регулятора. О каких кредитных организациях идет речь, не уточняется.
Другие меры поддержки обозначены более конкретно. И в первую очередь, Центробанк даст банкам поблажки регуляторного характера. В частности, ЦБ временно приостанавливает проведение отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг, что «позволит снизить чувствительность участников рынка к рыночному риску». Это означает, что банки на какое-то время застрахованы от негативного воздействия на капитал, вызванного резким обесцениванием ценных бумаг российских эмитентов (что теоретически раньше могло бы привести к отзыву лицензии).
При переоценке валютных активов и обязательств (для надзорных целей) банки смогут использовать по операциям в иностранной валюте курс, рассчитанный за предыдущий квартал. Впрочем, опрошенные «Газетой.Ru» банкиры недоумевают, почему за ориентир взят именно курс за прошлый квартал, ведь он может оказаться выше текущего. «Это временная мера. Возможно, финансовые власти считают, что за квартал справятся с этой проблемой», — говорит источник «Газеты.Ru» на банковском рынке.
ЦБ также разрешит банкам и микрофинансовым организациям вплоть до 1 июля не применять ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа), которые банки должны были применять уже с 1 января, и даже увеличить ставки по вкладам физлиц. Сейчас кредитные организации не могут больше чем на 2 п.п. превышать максимальную (среди топ-10 банков) ставку по вкладам, однако теперь допустимое отклонение сможет достигать 3,5 п.п.
С учетом того, что максимальные ставки по срочным депозитам в крупнейшем частном Альфа-банке с учетом капитализации с 17 декабря установлены на уровне 21,98% годовых в рублях,
менее крупные банки смогут предлагать депозиты под 25% годовых.
Впрочем, к Новому году подорожают и кредиты: по сведениям «Газеты.Ru» ставки по потребительским кредитам даже в крупных банках приблизятся к 40% годовых.
С разрешения ЦБ при реструктуризации валютных кредитов банки также смогут не создавать по ним дополнительные резервы. По оценкам экспертов, это половинчатая мера. «Разрешив банкам не оценивать заново активы, необходимо решить проблему пассивов в валюте (вкладов), так как переоценка пассивов в валюте будет отрицательно влиять на капитал», — говорит источник «Газеты.Ru» в одной из консалтинговых компаний.
С другой стороны, ЦБ планирует лучше насыщать рынок валютой: проводить при необходимости дополнительные аукционы РЕПО с предоставлением валюты на разные сроки. Более того, ЦБ планирует кредитовать банки в валюте под залог нерыночных активов, обеспеченных кредитными требованиями в иностранной валюте к нефинансовым организациям.
«Банк России для снятия озабоченности банков и компаний по поводу предстоящего погашения внешнего долга расширяет возможности по предоставлению средств в иностранной валюте. Эта мера призвана сбалансировать спрос и предложение на валютном рынке, что будет способствовать скорейшей стабилизации курса рубля», — прокомментировала нововведение первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева.
Ранее свои предложения в ЦБ направляли Ассоциация российских банков, ассоциация «Россия» и другие участники рынка.
Хотя ЦБ в итоге прислушался к банковскому сообществу, для поддержки финансовых институтов объявленных мер недостаточно, считает вице-президент ассоциации «Россия» Алина Ветрова. Многие послабления повлияют только на узкий круг кредитных организаций, то есть на государственные и крупнейшие частные банки, указывает она.
По словам Ветровой, банкам помимо расширения доступа к рефинансированию необходим целый комплекс мер, смягчающих текущее регулирование и блокирующих как минимум на год усиление регуляторного воздействия. В частности, было бы неплохо отсрочить введение требований «Базеля III», некоторые из которых должны вступить с 1 января 2015 года. Кроме того, по ее мнению, ЦБ не стоит учитывать рыночный риск при расчете достаточности капитала.
«Жизненно необходимо как минимум вдвое увеличить страховку по вкладам. В текущей ситуации многие вкладчики изымают валютные депозиты, поскольку их рублевый эквивалент стал существенно превышать размер страхового возмещения — 700 тыс. рублей. Целесообразно снижение нормативов обязательного резервирования, по крайней мере, для рублевых обязательств. Очень важно ввести мораторий на применение показателей доходности при оценке Банком России финансового положения кредитной организации, в том числе чистой процентной маржи», — перечисляет Ветрова.
Впрочем, по мнению партнера ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России) Алексея Терехова, сейчас основная проблема для банков – просчитать потребительское поведение. «Банки помнят, какие шаги они предпринимали в 2008 году, и будут действовать так же — например, двинутся в сторону кредитования торговых компаний, которое приносит максимальный доход. С другой стороны, им нужно будет сокращать издержки и оптимизировать административно-хозяйственные расходы», — отметил Терехов. Не менее важно договориться с экспортерами о продаже валюты на бирже, чтобы обеспечить стабильное предложение, указывает он.