Вслед за стремительным изменением курса рубля и цены на нефть многие предприниматели начали корректировать стоимость своих товаров.
Магазины повышают цены под одним и тем же предлогом – из-за резкого падения курса рубля, впрочем делают это компании по-разному. К примеру, некоторые игроки об изменении цен предупреждают своих потребителей и дистрибьютеров официально (заранее или в день вступления в силу новых расценок). В конце ноября Apple повысила цены на свою продукцию на 25%, также в конце декабря компания, по некоторым данным, повысит стоимость своей продукции повторно. За две недели в начале декабря до непосредственного изменения цен объявила шведская IKEA, корейская Samsung — за день.
Однако все чаще потребители стали сталкиваться со случаями недобросовестного повышения цен в обход законодательства. Например, уже было зафиксировано несколько случаев выставления цен на товар в долларах и евро. Власти Москвы уже заявили, что эти случаи являются нарушением законодательства.
Бывает и по-другому, когда, например, рублевый ценник в магазине или на интернет-сайте не соответствует сумме, которую продавец оглашает на кассе. С такими случаями столкнулись сотрудники «Газеты.Ru».
Например, в одном из строительных гипермаркетов ОБИ в отделе новогодних украшений корреспондент «Газеты.Ru» заметил несколько перечеркнутых ценников, свидетельствующих о снижении цены почти вдвое. Ярко желтые этикетки «99 руб.» были прикреплены к лоткам с наборами из шести новогодних шаров. Но фактическая стоимость украшений оказалась 179 рублей, что выяснилось только после того, как менеджер по просьбе покупателя попросил уточнить цену. После этого менеджер магазина переставил «неправильный ценник» в нужное место. Таких перепутанных ценников в отделе было не менее пяти.
В обувном магазине Zenden для осенней коллекции была указана скидка 50%, сообщает корреспондент «Газеты.Ru». Одна из пар кожаных мужских туфель была выставлена в зале по цене 1769 руб., однако на кассе выяснилось, что на самом деле туфли стоят более 2000 руб.
«Не успеваем переписывать ценники», — пожаловалась продавец. Она нашла товар в базе данных, и компьютер показал на мониторе новую цену. «Хотите берите, хотите нет, но продать товар по той цене, которая была на бумажном ценнике, мы не можем», — пояснила сотрудница магазина.
При покупке горнолыжного шлема в одном из московских магазинов по продаже европейской мото- и спортивной экипировки другой сотрудник «Газеты.Ru» столкнулся с еще более сильным несоответствием цен. При обсуждении продукта продавец предупредил, что «настоящая» цена шлема, стоимость которого по ценнику составляла 2500 руб., на кассе будет выше на 25%.
При покупке же оказалось, что цена товара больше той, что была указана на ценнике, на 200%, то есть она составила 7500 руб. вместо 2500 руб.
Такую разницу продавец объяснил тем, что в торговом помещении остались «старые ценники по акции».
Может ли магазин брать оплату валютой?
Такие случаи не единичны, и все они — как валютный ценник, так и повышение стоимости товара или услуги на сайте — являются нарушением прав потребителя, говорят опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
Выставление ценника на товар является публичной офертой, объясняет эксперт юридической компании «Хренов и партнеры» Сергей Морозов. «Более того, в силу п. 2 ст. 494 ГК РФ сам факт выставления товара на витрины признается публичной офертой, — указывает он. — Правовым последствием этого является то, что продавец обязан продать товар на условиях, указанных на ценнике».
Продавец не вправе отказать покупателю в продаже товара по цене, указанной на ценнике, вне зависимости от того, какая цена была указана им в любых внутренних документах или информационных базах, заявил «Газете.Ru» юрист.
Что касается стоимости в у.е., то валютную цену (которая обязательно должна быть с указанием наименования и страны обращения валюты) можно указывать только как дополнение к рублевой, то есть исключительно для ориентирования. «Единственным законным платежным средством в РФ является рубль, поэтому расчеты и указание цены допускаются только в национальной валюте», — комментирует ситуацию Морозов.
Стоит отметить, что для защиты своих прав и фиксирования случаев нарушения законодательства потребители вправе фотографировать ценники, и сотрудники магазина не могут этому препятствовать. В российском законодательстве не содержится норм, предоставляющих магазинам право запрещать покупателям фотографировать ценники и товар, объясняет юрист.
«Статья 8 закона «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю право получать информацию о товаре, в том числе и фотографировать ценник, в котором содержится такая информация, — рассказывает Морозов. —
Поэтому любое запрещение производить фото- и видеосъемку товара является нарушением и влечет за собой соответствующую административную ответственность».
Что делать, если вас пытаются обмануть
Как рассказал «Газете.Ru» юрист, КоАП РФ предусматривает две статьи, под которые подпадают указанные правонарушения продавцов. «Речь идет о статье 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» (по которой наказание для юрлица от 10 тыс. до 30 тыс. руб.) и о статье 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» (по ней наказание для юридических лиц — штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб.), — уточняет эксперт юридической компании. — Также потребитель может обратиться к продавцу с иском о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ему нарушением его прав.
При этом для взыскания такой компенсации достаточно доказать сам факт нарушения этих прав. По такому иску, в зависимости от конкретных обстоятельств, реально взыскать сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб.».
Хотя у потребителя есть полное право сообщить о нарушении законодательства в различные инстанции, сейчас граждане больше сочувствуют бизнесу, чем пытаются его проучить.
«К нам за месяц с жалобами на недобросовестных продавцов обращаются до 100 человек, но это количество меньше, чем было в 2008–2009 годах», — сообщил «Газете.Ru» председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. Также в прошлый кризис был другим и характер жалоб. По его словам, что тогда, что еще полгода назад потребители «жаждали крови», призывали ОЗПП наказать предпринимателей, вздувающих цены.
«В настоящее время тональность жалоб принципиально иная, и это поражает, — удивляется он. — Сейчас потребитель не ругается на бизнес, не требует наказания, а спрашивает совета, как ему быть в своей несколько локальной ситуации.
Покупатель, наоборот, говорит, что готов потерпеть. Он сейчас морально готов к финансовому кризису, в котором виноваты, как он считает, внешние силы, геополитика, ситуация вокруг Крыма и Украины».
К тому же добиваться соблюдения прав потребителя в настоящее время становится все сложнее. Бороться сейчас с переписыванием ценника – это все равно что бороться со снегопадом, когда он идет, сетует председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
«Пока рубль не достигнет некоего равновесного уровня, торговцы будут перекраивать ценники и, естественно, не себе в убыток. Никакой Роспортребнадзор, ни суд тут не помогут. Тем более что в суд просто никто не станет обращаться по таким делам», — считает эксперт.
По его мнению, в данной ситуации должен действовать ЦБ в соответствии со своим функционалом. «Это уже просто за гранью, когда власти возводят Международный финансовый центр в Москве, а рубль соревнуется с гривной, кто из них провалится ниже среди всех мировых валют», — иронизирует Янин.