США несколько лет подряд накачивали мировую экономику дешевой ликвидностью. Третий раунд программы количественного смягчения (QE3), которую проводила ФРС, предполагал выкуп гособлигаций и ипотечных бумаг на $85 млрд в месяц. Но сейчас, когда экономика США уверенно растет, а безработица находится на низком уровне, ФРС свернула QE3 и собирается повысить ключевую ставку с текущего нулевого уровня. 17 декабря текущего года ФРС будет обсуждать этот вопрос на Комитете по операциям на открытых рынках (FOMC).
Аналитики ждут даже не самого решения (вполне может быть, что его еще не будет), а тональности, в которой будет идти дискуссия. От этого зависит скорость укрепления доллара к другим валютам.
Херник Мюллер в недавней колонке для Spiegel напоминает, что доллар уже укрепился на 40 процентных пунктов по отношению к основным валютам с минимума в 2011 году. Особенно резкий рывок наметился с сентября: американская валюта выросла на 12 п.п. к иене, на 5 п.п. к евро, фунту и швейцарскому франку, на 14 п.п. к бразильскому реалу и на 20 п.п. к российскому рублю. Тенденция, вероятно, продолжится: экономисты DekaBank прогнозируют, что в ближайшие два года доллар выиграет еще 20 п.п. по отношению к евро (на настоящий момент за евро дают $1,24). Еще больше должны быть показатели относительно валют развивающихся государств. Помимо ужесточения денежно-кредитной политики причиной такого подъема доллара является сланцевый бум, который позволил Штатам стать не импортером, а экспортером нефти, напоминает колумнист Spiegel. Укрепление доллара невыгодно экономике всего мира, полагает он. Возможные последствия — экономическая турбулентность, волны национальных банкротств.
Это мнение подкрепляется оценкой текущей ситуации Банком международных расчетов (Bank for International Settlements). BIS 7 декабря 2014 года опубликовал отчет, в котором выразил серьезную обеспокоенность укреплением доллара. По мнению аналитиков банка, под ударом находятся развивающиеся рынки (emerging markets). Но на этот раз страдают не государственные финансы (правительства сократили объем заимствований, выучив уроки прошлых кризисов), а корпоративный сектор, накопивший в последние годы много долларовых долгов. По оценкам экспертов, долговых ценных бумаг выпущено на $2,6 трлн, причем три четверти из них номинированы непосредственно в долларах. Еще на $3,1 трлн международные банки выдали кредиты.
В BIS отмечают, что укрепление доллара, как правило, предшествовало финансовым кризисам для развивающихся стран. Они напоминают о событиях в Латинской Америке в 80-х и в Азии в 90-х годах прошлого века.
Пострадают и развитые страны, в том числе Германия. Укрепление доллара, с одной стороны, повысит конкурентоспособность товаров из стран с дешевеющей валютой, с другой — у многих предприятий Германии клиенты с развивающихся рынков. Покупать немецкую продукцию они в прежних объемах не смогут. Это негативно отразится на ВВП, который и сейчас растет в пределах 1%. Немцев может несколько поддержать увеличение экспорта в США и другие страны Евросоюза, а также переориентация части товарных потоков на внутренний рынок.
Германия уже сокращает объемы экспорта. В октябре 2014 года, по данным Destatis, экспорт из Германии составил €103,9 млрд, что на 4,9% больше, чем в октябре 2013 года. Но с исключением сезонного и календарного факторов экспорт по сравнению с предыдущим месяцем сократился на 0,5%. Импорт вырос на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (до €81,9 млрд). С исключением сезонного и календарного факторов импорт в октябре по сравнению с сентябрем снизился на 3,1%. В целом в январе — октябре 2014 года экспорт увеличился на 3,6%, импорт вырос на 2,1%. Негативным фактором по итогам года станет сокращение экспорта из Германии в Россию из-за санкций. Объем снижения ожидается на уровне 10–12%. В будущем из-за падения цен на нефть и девальвации рубля Россия также вряд ли сможет вернуться к прежним показателям импорта из ФРГ.
Германию, а также США долгое время спасал Китай. Но сейчас экономика Поднебесной замедляется. Темпы роста ВВП в 2015 году могут понизиться до 7%, говорится в последнем докладе Академии общественных наук Китая.
В 2010-м рост составлял 10,4%, в 2011 году — 9,2%, а в 2012 году — 7,8%, в 2013-м — 7,7%. Прогноз на текущий год — 7,5%. Оборот внешней торговли в ноябре этого года составил 2,27 трлн юаней, снизившись на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечает Главное таможенное управление КНР. Причем экспорт вырос на 4,9%, а импорт упал на 6,5%. По итогам 11 месяцев торговый оборот вырос на 2,2%, экспорт увеличился на 4,4%, импорт упал 0,4%.
Пожалуй, Китай — одна из немногих стран, которую потенциальный финансовый кризис обойдет стороной (точнее, он ударит по нему опосредованно, снижением внешней торговли). У страны около $3,9 трлн золотовалютных резервов и мало долгов перед внешними кредиторами (около $900 млрд). Поднебесная сама сейчас заинтересована в ослаблении юаня, чтобы поддержать свою экономику.
Но для остальных стран дорожающий доллар — это негативный фактор в среднесрочной перспективе. В 1971 году Джон Коннолли, возглавлявший тогда министерство финансов США, заявил: «Доллар — это наша валюта, но ваша проблема». И сейчас это высказывание по-прежнему актуально: весь мир вынужден приспосабливаться к действиям США в отношении своей валюты, отмечает Херник Мюллер.