На совещании с членами правительства во вторник Владимир Путин выразил неудовольствие ростом цен на бензин.
«Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%», — сказал Путин.
Он считает, что на рынке нефтепродуктов сложилась парадоксальная ситуация: на оптовом рынке цены снижаются, а на автозаправочных станциях страшно смотреть на ценник, он постоянно растет.
«Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» — поинтересовался Путин.
По его словам, стоимость импортных товаров и продуктов – это «объективные вещи». Цены на энергоресурсы выросли, а еще мы сами ограничили ввоз импортного продовольствия. Вот импорт и вырос в цене. Но это временные трудности, уверен глава государства.
«Считаем, что это временное явление, имея в виду, что сегодняшняя ситуация по ценам связана с издержками наших компаний, с необходимостью увеличить производство. Это пойдет на пользу сельхозпроизводителям, а значит, в конечном итоге и для всех граждан страны», — уверен Путин.
Но когда растут цены на АЗС при дешевеющей нефти – это нонсенс. Путин поручил контрольным органам, в том числе Минэкономразвития, постоянно следить за ценами, «чтобы не допустить со стороны участников рынка таких действий, которые никакими объективными обстоятельствами объяснить невозможно».
В октябре увеличение потребительских цен на бензин было отмечено в 81 субъекте Федерации. По сравнению с октябрем прошлого года рост цен составил 8,7%. По данным Росстата, с начала 2014 года рост составил 9,9%.
На вопрос, куда смотрит ФАС, «Газете.Ru» ответил глава управления контроля за топливно-энергетическим комплексом ФАС Дмитрий Махонин. В ФАС не отрицают роста розничных цен на бензин на 10%, утверждать, что они снизятся до конца года или даже до начала следующего, не берутся.
«Сейчас нефтепродукты реализуются по договорам, когда оптовые цены росли. Опт рос до сентября (на 35%), но с октября оптовые цены снизились в среднем на 25%. Когда будет эффект от снижения оптовых цен, сказать трудно», — говорит Махонин.
Давят на розничные цены несколько факторов, уверены в ФАС. Это рост потребления нефтепродуктов. В этом году — на 2,3%.
«На ценник повлияло и присоединение двух новых субъектов – Крыма и Севастополя. С мая новые территории полностью перешли на российское обеспечение нефтепродуктами. Спрос составил 180 тыс. тонн», — говорит Махонин.
Но основная проблема – дефицит бензина. Осенью рынок был на грани коллапса из-за того, что некоторые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не сумели завершить ремонтные работы в срок. А на двух НПЗ случились аварии. Цены на бензин в Сибири и на Дальнем Востоке поднимались на 17–18%. Некоторые заправки закрывались из-за нехватки бензина.
ФАС отправила 4 декабря в адрес нефтяных компаний рекомендацию снизить цены. «Примерно 20 декабря мы изучим, как НК отреагировали на письмо, промониторим рынок и, если ситуация не изменится, возможно, будем принимать соответствующее решение», — говорит Махонин.
Заявление президента не застало ФАС врасплох, резюмируют в ведомстве. Еще в начале ноября ФАС возбудила дело в отношении «Роснефти», «ЛУКойла» и его структуры «ЛУКойл-Резервнефтепродукт», а также «Башнефти». Дело было возбуждено по ч. 4 ст. 11 закона «О защите конкуренции». Антимонопольное ведомство обнаружило тогда в действиях компаний признаки манипулирования на бирже. В биржевом крупнооптовом секторе в январе — сентябре цены на автобензин марки Аи-92 и Аи-95 выросли на 34 и 35% соответственно. Тогда как во внебиржевом крупнооптовом сегменте рост составил около 20%.
Получить официальный комментарий от НК не удалось.
Но источник «Газеты.Ru» в отрасли пояснил, что снижению стоимости бензина на АЗС происходит с некоторой задержкой после падения биржевых индексов на бензины.
«Компании должны реализовать товар на своих нефтебазах, закупленный по более высокой цене. В той же «Роснефти» этот процесс уже идет — цены на нефтебазах ЦФО, Поволжья, Сибири, южных регионов, Карелии за последнюю неделю снизились от 1 до 7%», — говорит знакомый с ситуацией собеседник издания.
По его словам, можно ожидать, что в ближайшее время и конечные потребители увидят изменения цен в сторону снижения. «В некоторых регионах эти перемены уже начались: на прошлой неделе цена на бензин Аи-92 на АЗС в Иркутской области и Алтайском крае снизились на 50 коп., что является одним из первых понижений розничной цены в России после периода ее устойчивого роста», — утверждает источник.
По мнению экспертов компании Thomson Reuters KORTES, цены на внутреннем рынке определяются исходя из нетбэка (экспортного эквивалента), а он растет из-за ослабления рубля, которое полностью нивелирует снижение цен на нефть на мировом рынке.
Также стоит учитывать, что российские нефтяные компании занимали за рубежом средства для осуществления модернизации НПЗ. Причем займы были в долларах США. Снижение розничных цен на российском рынке приведет к еще большему сокращению выручки компаний-должников, отмечают в Thomson Reuters KORTES.
Глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков также отмечает влияние на стоимость топлива курса валют. «Нефть дешевеет в долларах, а бензин мы покупаем в рублях», — объясняет эксперт.
Наконец, на топливные цены повлияла индексация акцизов и так называемый налоговый маневр (закон вступит в силу с 1 января следующего года), предполагающий снижение экспортной пошлины за счет роста налога на добычу нефти. Из-за этого себестоимость добычи сырья поднимется, но при этом его станет выгоднее экспортировать.
В результате нефтепродукты подорожают, нефти для их производства будет меньше, что теоретически способно спровоцировать очередной виток дефицита, который приведет к росту цен на топливо.
«Налоговый маневр» неизбежно приведет к росту цен на автобензин, и с каждым годом его влияние будет усиливаться. Также на рынок бензина окажет влияние запрет на обращение на территории РФ бензина ниже Евро-4. «Оба этих фактора будут основными в следующем году», — говорят в KORTES.
Акцентирование внимания на проблеме стоимости бензина более чем актуально, отмечает Павел Кондаков, руководитель группы «Шельфовые проекты» юридической компании «Пепеляев Групп». «В связи с принятым «налоговым маневром» через месяц ожидается резкое повышение цен на нефтепродукты — в среднем на 15% и, возможно, более, если речь идет в целом по году», — говорит Кондаков, предупреждая, что надеяться на значительное снижение цен на нефтепродукты не приходится.
Рост цен на топливо в 2015 году может составить около 10% из-за проведения «налогового маневра», прогнозировал ранее вице-премьер Аркадий Дворкович. «Надеемся, что будет ниже при условии выполнения всех планов эффективной работы компании. Максимальный уровень, повторяю, считаем, будет не более 10%», — заверил Дворкович.