Евросоюз разрешил российским банкам из санкционного списка получать кредиты на сроки более 30 дней для поддержания платежеспособности их «дочек» на территории ЕС. Информация об этом была опубликована в Официальном журнале ЕС.
«Запрет не должен относиться к кредитам, которые имеют оформленную документами цель предоставить экстренное финансирование для поддержания платежеспособности и критериев ликвидности для юридических лиц, зарегистрированных на территории ЕС, права собственности на которые более чем на 50% принадлежат структурам, перечисленным в дополнении №3», — говорится в документе.
В данном случае речь идет о пяти банках: доступ к европейским деньгам получат Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, а также Внешэкономбанк.
Хотя ЕС ослабил запрет на доступ к своему рынку капитала, возможность привлечения средств для «дочек» вряд ли сможет существенно помочь материнским структурам. «Если мы говорим о том, способно ли это закрыть всю потребность банков в рефинансировании долга, то следует учитывать, что лимиты на банки, находящиеся под санкциями, очень сильно урезаны. Эта мера будет способствовать совершению каких-то более-менее краткосрочных операций, но это, конечно, уже позитивная подвижка», — рассуждает аналитик БКС Юлия Сафарбакова.
Впрочем, по мнению аналитика, санкции Европы и США изначально почти не затронули дочерние структуры российских кредитных организаций.
С такой точкой зрения соглашаются и другие эксперты. «Вопрос о том, подпадают ли под ограничения «дочки» банков, находящиеся под санкциями, остается без ответа. Мнения, в том числе и в Евросоюзе, были высказаны разные. Насколько мне известно, дочерние структуры — страховые, лизинговые, факторинговые — продолжают работать с западными контрагентами, и, в конце концов, «дочка» ВЭБа ЭКСАР продолжает работать, на нее санкции не распространяются», — отмечает гендиректор агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. В пользу этого говорит и ситуация с турецкой дочерней компанией Сбербанка DenizBank, с которой в октябре минфин США снял санкции.
Наложение санкций происходит не автоматически, контрагенты продолжают работать с «дочками», если они не указаны в списке, отметил Самиев.
«Основная задача ЭКСАР — это продвижение экспорта. Санкции напрямую его деятельность не затрагивают», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе экспортного агентства.
На момент сдачи заметки получить комментарии Газпромбанка, ВЭБа и Россельхозбанка не удалось. «Мы изучаем документы и пока не можем комментировать эту ситуацию», — сообщили «Газете.Ru» в Сбербанке. В ВТБ от комментариев отказались.
Как пояснили в одной из находящихся под санкциями кредитных организаций, «дочкам» банков, в отношении которых введены ограничительные меры, разрешалось занимать в ЕС «на свои нужды».
Впрочем, опубликованные в пятницу документы позволят самим российским госбанкам брать кредиты в интересах дочерних структур, но исключительно в случае потери ими ликвидности и платежеспособности, что может негативно сказаться на гражданах ЕС.
«Если мы констатируем, что эти деньги выделяются для поддержки ликвидности дочек российских банков в Евросоюзе, то это противоречит базовым рекомендациям по поддержке национальных банковских систем, выработанных двадцаткой и Базелем .Если же нет проблем у этих кредитных организаций, тогда это хорошая новость для российского рынка и финансовая форточка окна в Европу вновь приоткрылась», - указывает партнер аудиторской компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России) Алексей Терехов.
Ранее, еще до решения ЕЦБ о смягчении барьеров к рынку капитала, российские госбанки пытались обезопасить свои «дочки» от санкций. В сентябре набсовет ВТБ принял решение об увеличении уставного капитала кипрского дочернего RCB BANK LTD через допэмиссию — путем размещения дополнительных простых акций. Выкупить их до конца 2014 года должен банк «ФК «Открытие»: после сделки его доля должна составить 19,85%, а доля ВТБ в банке сократится до 46,29% (остальная часть — доли миноритариев).
Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанк и Россельхозбанк (РСХБ) попали в санкционный список ЕС в конце июля 2014 года. Госбанкам запретили продажу новых эмиссий евробондов и выпуск акций в пользу европейских инвесторов. Государственные долговые обязательства под действие санкций не попали. Под ограничения также попал и Российский национальный коммерческий банк (РНКБ) — первая российская кредитная организация, заявившая о намерении работать в Крыму.
Всем этим банкам ЕС ограничил выход на европейский рынок капитала: они и их дочерние структуры (50% и более) лишились права привлекать в ЕС новый долговой и акционерный капитал на срок свыше 90 дней. В сентябре руководство Евросоюза снизило этот срок до 30 дней.
Вслед за Брюсселем в том же месяце о дополнительных санкциях объявили и США. Ограничения, введенные Штатами, коснулись трех госбанков — ВТБ, РСХБ и Банка Москвы. Эти санкции были введены в дополнение к уже существующим ограничениям в отношении Газпромбанка и ВЭБа, которые были оглашены в середине июля. Попавшие в санкционный список банки с 1 августа также лишились возможности привлекать в Соединенных Штатах финансирование на срок более 30 дней.
По данным портала Cbonds.ru, у ВТБ имеются долговые обязательства в долларах (на $11,5 млрд), швейцарских франках (1,55 млрд) и евро (206 млн). Кроме того, у госбанка есть выпуски эмиссий в чешских кронах и австралийских долларах. С обслуживанием этих бумаг тоже могут возникнуть проблемы. Международные долги Банка Москвы, поглощенного группой ВТБ, на 100% номинированы в долларах ($1,45 млрд). У РСХБ есть долговые бумаги в иностранной валюте — в долларах (около $5 млрд) и в швейцарских франках (450 млн).