Занятость уходит в тень
Уровень безработицы — одна из главных характеристик состояния экономики в стране. Судя по официальным данным, проблем с занятостью в России нет. Согласно Росстату, в целом по России уровень безработицы в сентябре 2014 года составил 4,9%.
Однако официальные данные о низкой безработице в стране не отражают реального положения дел. Во-первых, в России в последнее время стремительно расширяется неформальная занятость, которая не учитывается статистикой.
Этим летом вице-премьер правительства Ольга Голодец заявляла, что неформальная занятость составляет около 20 млн человек (а это около трети всех занятых). Неформальная занятость способствует снижению качества производимых товаров услуг, поскольку при неформальной занятости нет стандартов, ответственности и пр.
Кроме того, на многих предприятиях сохраняется избыточная занятость, помогающая поддержать социальную стабильность.
Чтобы повысить производительность труда, работодатели переводят сотрудников на сокращенный режим или предоставляют вынужденные неоплачиваемые отпуска. При этом похожие тенденции наблюдаются как на крупных предприятиях, так и на средних и малых. Так, еще в феврале КамАЗ перевел часть сотрудников на четырехдневную рабочую неделю с оплатой нерабочей пятницы в размере двух третей среднего заработка.
По данным, которые приводит журнал «Эксперт», ссылаясь на подсчеты НИУ ВШЭ, в сентябре 16% промышленных предприятий уволили часть своих сотрудников. Оптимизации проходят сейчас во многих естественных монополиях.
«В целом по рынку мы можем отметить тенденцию роста безработицы.
Многие компании сокращают численность персонала, нередко переводят сотрудников на неполную рабочую неделю, на проектные работы. Причем это относится как к малому, так и к крупному бизнесу», — комментирует ситуацию руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Георгий Самойлович.
Все эти факторы и формируют скрытую безработицу, которая, по экспертным оценкам, превышает официальный уровень безработицы в 2–3 раза. Сокращения сейчас начинаются даже в традиционно благополучных с точки зрения занятости регионах.
Так, в Санкт-Петербурге (по информации Росстата, уровень безработицы в регионе — 1,2%, один из самых низких в России. — «Газета.Ru»), по данным опросов работодателей, в последнее время 17% компаний проводили сокращения персонала, тогда как в июле 2014 года таких компаний было только 10%.
О нарастании напряженности в сфере можно судить и по другим показателям. По данным Центра социально-трудовых прав, только по итогам девяти месяцев 2014 года на территории страны было зафиксировано 202 трудовых конфликта. В 40% случаев их причиной была несвоевременная выплата заработной платы.
Для улучшения ситуации на рынке труда нужны налоговые стимулы для компаний, которые создают новые высокопроизводительные рабочие места, компенсация расходов на обучение или повышение квалификации работников, а также меры по поддержке мобильности рабочей силы: содействие в переезде из одного региона в другой — в частности, дешевая ипотека, съемное жилье; помощь в профессиональном переобучении при потере работы,
считает заместитель директора «Центра развития» Валерий Миронов. «У нас мобильность в 3–4 раза ниже, чем в США или в Европе, где люди в течение жизни не раз меняют работу, переезжают в другой регион или даже другую страну», — говорит эксперт.
Поддержка экспортеров
Из-за обострения геополитической ситуации объемы российского экспорта падают. Наиболее высокими темпами сокращается экспорт не только продукции топливно-энергетической отрасли, но и металлов, продукции химической промышленности и машиностроения. В частности, экспорт машин, оборудования и транспортных средств сократился в январе – августе 2014 года на 8,7%, продукции химической промышленности — на 6,3%, цветных металлов — на 4,3% в годовом выражении.
Учитывая, что компании-экспортеры являются ведущими работодателями в экономике, снижение объемов экспорта может привести к сильному росту безработицы.
Так, металлургическая отрасль дает работу почти 1 млн человек (это 13% количества занятых в обрабатывающей промышленности).
Расширение поддержки компаний-экспортеров должно стать ответным шагом на санкции, вводимые против России во внешней торговле, убеждены эксперты.
«Поддержку нужно оказывать адресно, переориентировать поддержку с отраслевой на помощь лучшим, наиболее успешным», — считает Валерий Миронов.
При этом, по словам эксперта, в числе мер поддержки должны быть снижение ставки по кредитам, «девальвация — не такая, как сейчас, а контролируемая», а также заморозка тарифов естественных монополий на определенный период.
Также, по мнению экспертов, необходимо предусмотреть специальные меры по поддержке экспорта промышленной продукции и продукции сельского хозяйства. Особенно тяжелая ситуация складывается сейчас с экспортом продукции автомобилестроения.
Россия вступила в ВТО на невыгодных для наших экспортеров условиях. Чтобы из Германии поставить коммерческий автомобиль в Россию, иностранные компании должны заплатить пошлину в 10–15%, а российские предприятия, чтобы продать в Европу автомобиль, платят пошлину уже в 22%.
Учитывая, что ставка по кредитам для наших предприятий все время растет (если в начале года наши предприятия брали кредиты по ставке 14%, то сейчас фактически они могут составлять 17% и выше. — «Газета.Ru»), а иностранные предприятия используют ресурсы по ставке 2–3%, нашим производителям сложно конкурировать на европейском рынке.
В поисках стимулов
Практика накопления бюджетных резервов, сложившаяся в период благоприятной макроэкономической конъюнктуры 2005–2008 годов, также требует пересмотра, считают эксперты.
Когда экономика демонстрировала высокие темпы роста, изымать накопления не было необходимости, поскольку не было дефицита финансовых ресурсов. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась. Из-за сокращения возможностей взять кредит на внешних рынках и роста процентных ставок на внутреннем рынке доступ компаний и населения к финансовым ресурсам резко сократился. Это привело к падению инвестиционной активности в стране. Так, по итогам 2013 года инвестиции в основной капитал сократились на 0,2%, а в 2014 году прогнозируется их снижение на 2,4%.
В такой ситуации попытки минимизации дефицита бюджета только дополнительно ограничивают внутренний спрос. Основными задачами бюджетной политики в 2015–2017 годах должны стать преодоление надвигающейся рецессии и выход на траекторию устойчивого экономического роста. Сделать это можно с помощью политики бюджетного стимулирования.
Финансируя инвестпроекты, власти способствовали бы восстановлению внутреннего спроса.
По мнению Игоря Николаева, необходимо вкладывать средства в инфраструктурные проекты с большим мультипликативным эффектом, которые позволяют привлекать больше частных инвестиций, стимулируют развитие малого и среднего бизнеса в регионах. «Такие проекты намного важнее крупных, в которые можно вложить миллиарды, а толку при этом будет очень мало. Яркий пример — Сочи, АТЭС. Мы их реализовывали, но темпы экономического роста при этом неуклонно снижались. Поэтому уповать только на них неправильно. Бизнесу сейчас нужно помогать, прислушиваться к его просьбам. Конечно, нужно отменять и антисанкции, в этом случае, в отличие от санкций, все от нас зависит. И пересматривать бюджетные приоритеты», — комментирует эксперт.
По словам Агвана Микаеляна из «Финэкспертизы», сейчас нужно поддерживать бизнес всеми возможными способами. «Ударные налоговые стимулы, инвестиции в модернизацию, доступные кредиты»,
— перечисляет завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.
Некоторые меры бюджетного стимулирования, принятые в России, свидетельствуют о положительном влиянии такой практики. Так, реализуемая сейчас программа поддержки автомобильной промышленности за счет госсубсидий на обслуживание кредитов автопроизводителей и приобретение новых автомобилей населением привела к замедлению темпов падения производства в отрасли.
По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легковых коммерческих автомобилей в октябре 2014 года снизились на 9,9%, тогда как в сентябре падение было гораздо больше — на 20,1%.
Неподъемные кредиты
Денежно-кредитная политика ЦБ, ставящего во главу угла снижение инфляции, также не способствует росту нашей экономики. Наоборот, предпринимаемая ЦБ борьба с растущей инфляцией монетарными способами ставит под угрозу восстановление экономического роста.
В 2014 году Центробанк, пытаясь сдержать инфляцию, поднял ключевую ставку с 5,5% в начале года до 9,5% на конец октября. Борьбе с инфляцией это не помогло (по последним оценкам Минфина, инфляция по итогам 2014 года может достичь 9,2%), но привело к резкому удорожанию кредитных ресурсов для предприятий. Так, на конец ноября из-за повышения ключевой ставки и сокращения рублевой ликвидности ставки по рублевым кредитам компаниям выросли до максимума почти за два года. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по кредитам в рублях, выданным банками РФ (без учета Сбербанка) нефинансовым предприятиям на срок свыше года, в октябре увеличилась до 12,87%.
Адекватной нынешним экономическим реалиям такую политику назвать нельзя.
Справиться с инфляцией с помощью таких мер ЦБ все равно не сможет, поскольку рост цен большей частью носит немонетарный характер (это повышение цен на продукты из-за санкций, рост тарифов и т.д.) и не зависит напрямую от действий Банка России. По словам главного экономиста БКС Владимира Тихомирова, около 50% роста цен сейчас вызвано именно немонетарными факторами.
При этом постоянное повышение ключевой ставки ЦБ приводит к росту стоимости заимствований и ставит под вопрос выживание многих предприятий как крупного, так и малого и среднего бизнеса.
Так, в настоящее время стоимость заемных средств в большинстве несырьевых отраслей существенно превышает уровень рентабельности. По данным за 2013 год, в сельском хозяйстве рентабельность продаж составляла 6,3%, в производстве машин и оборудования — 7,5%. В 2014 году показатели рентабельности только ухудшились, в то время как процентные ставки продолжили расти, и в настоящее время для большинства предприятий фактически превышают 16–18% годовых.
Сейчас, наоборот, всячески нужно поддерживать бизнес внутри страны различными способами. Причем поддерживать надо как крупный, так и мелкий бизнес», — говорит Агван Микаелян.
Необходимо проводить более гибкую денежно-кредитную политику, направленную на стимулирование экономического роста, например через снижение ключевой ставки ЦБ, говорит Яков Миркин. По его словам, было бы целесообразно уменьшить ключевую ставку ЦБ с нынешних 9,5 до 1–1,5%.
консервируя в них низкий уровень экономического развития. На данный момент из первых 100 банков только 14 относятся к региональным, при этом половина из них — из Санкт-Петербурга. Во всей стране есть порядка 140 банков, которые потенциально могут выдать кредит одному заемщику на 1 млрд руб. (исходя из размера капитала), но из них лишь около четверти — региональные. Восточнее Новосибирска вообще практически нет банков с серьезными возможностями.
При этом ведущие банки в настоящее время заняты проблемами рефинансирования своих собственных обязательств и иностранных займов своих крупнейших заемщиков. У крупных банков нет возможности вникать в проблемы мелких заемщиков и обеспечивать хотя бы приемлемое качество финансовых услуг в регионах. «Мелкие банки выигрывают у больших часто за счет скорости принятия решений. Они индивидуально подходят к своим клиентам, рассматривают каждую заявку. Часто председатель или сопредседатель банка может вникать в проблемы каждого конкретного клиента из региона, он хорошо знает бизнес, который кредитует. Это совсем другой подход, не такой, как у крупных банков, которые работают фактически как конвейер, для них клиенты в регионах не имеют такого значения», — говорит Антон Данилов-Данильян.
Деньги не доходят для регионов
Нынешнее состояние банковской системы становится препятствием для развития экономики в целом и особенно — для регионов. Высокий уровень концентрации в банковской системе (на первые пять банков приходится более 50% активов банковской системы) и отсутствие крепких региональных банков приводит к тому, что финансовые ресурсы не доходят до регионов,
Однако, похоже, в приоритетах ЦБ развитие региональных банков не значится. А это равносильно тому, что малый и средний бизнес может фактически остаться без доступа к финансированию.