С 1 января 2015 года в странах — членах Европейского союза вступает в действие новая директива по расчету налога на добавленную стоимость (НДС) для цифровых продуктов.
Теперь базой для расчета НДС на весь цифровой контент в ЕС станет страна, в которой проживает покупатель продукта.То есть если, к примеру, потребитель из Франции приобрел IT-продукт американской компании, то эта компания заплатит НДС по французской ставке. Ранее же налог выплачивался в стране регистрации продавца.
Новое правило расчета применительно ко всем 28 странам — членам Европейского союза.
Директива будет действовать в отношении музыки, фильмов, электронных книг, приложений, программ и прочего цифрового контента, распространяемого через интернет. Кроме того, новые правила коснутся любых платных онлайн-сервисов, а также онлайн-казино.
Как говорится в документе, новые нормы обязательны к исполнению для всех существующих и будущих поставщиков товаров и услуг, которые хотят вести бизнес на территории ЕС. По словам составителей директивы, нововведения должны устранить конкурентное неравенство между иностранными и европейскими продавцами цифрового контента. При этом они полагают, что принятие директивы не слишком ударит по европейским компаниям и потребителям. Первые, по их словам, уже платят НДС по местным ставкам. Потребители же не особенно почувствуют разницу, поскольку налог уже включен в рыночную стоимость продукта.
Принятие директивы уже вызвало резкую критику со стороны интернет-деятелей. В частности, бывший генеральный директор «ВКонтакте» Павел Дуров отметил опасность директивы для европейского интернет-бизнеса.
«Европа постепенно убьет свой цифровой рынок этими новыми нормами расчета НДС в следующем году. Почему бы просто не поучиться у США?» — написал Дуров в своем аккаунте в Twitter.
В США федеральный налог на добавленную стоимость отсутствует. Вместо него существует налог с продаж в размере 5–10% от стоимости товара, который индивидуально устанавливается властями каждого из штатов.
Эксперты также уверены, что новые правила налогообложения серьезно ударят по интернет-бизнесу в Европе.
Дело в том, что многие ведущие бизнес на территории ЕС иностранные IT-компании активно использовали преимущество расчета НДС по стране регистрации. В результате они открывали коммерческий филиал в странах ЕС с наиболее низкой налоговой ставкой, что позволяло существенно экономить на размере выплат.
Наиболее популярной страной для регистрации филиалов стал Люксембург, где ставка НДС составляет 15%.
В частности, в Люксембурге зарегистрированы коммерческие филиалы многих западных интернет-компаний, таких как Amazon, AOL, Microsoft, Apple, Spotify, Twitter и eBay. Кроме того, многие компании также регистрировали коммерческие отделения в Ирландии, где существует развитая система налоговых льгот.
Стоит отметить, что на сегодня средняя ставка НДС на территории ЕС составляет 21,54%, однако она существенно варьируется в зависимости от страны. Так, в Великобритании она составляет 20%, в то время как в Венгрии — 27%.
Кроме того, помимо возросших налоговых выплат, компаниям также придется собирать информацию о местоположении потребителей для корректного расчета суммы НДС, что также увеличит финансовую нагрузку на компании.
Согласно опросу KPMG, 75% опрошенных IT-компаний планируют с января будущего года поднять цены на свои продукты и услуги. По подсчетам аналитиков, в некоторых странах с высокой ставкой НДС стоимость цифровых продуктов может возрасти на 11%.
Примечательно, что многие IT-компании до сих пор не озаботились проблемой скорого вступления директивы в силу. Так, 62% представителей малого и среднего интернет-бизнеса и вовсе не знают о новой директиве ЕС.
В целом эксперты KPMG отмечают, что вступление директивы в силу заставит IT-компании существенно изменить модель ведения бизнеса в Европе. Особенно это коснется работы коммерческих филиалов, клиентских баз данных и процесса аудита.
«Новая директива существенно увеличит долговую нагрузку для компаний, а также приведет к развитию новых механизмов ухода от налогов», — считает эксперт KPMG по налоговому законодательству Аманда Тикел.
По ее словам, теперь IT-компании начнут массово регистрировать филиалы в каждой стране ЕС, а также массово развивать «серые» схемы предоставления товаров и услуг.
Вместе с тем эксперт отметила и вероятные прибавки в бюджет ряда стран ЕС. Так, по подсчетам KPMG, действие директивы может в 2015 году принести британской экономике более £300 млн, поскольку весь объем НДС с британских клиентов IT-компаний пойдет в госбюджет страны.
«Однако без потерь не обойдется: либо сами компании недосчитаются прибыли, либо клиенты столкнутся с повышением цен», — подытожила Тикел.
Спокойно могут вздохнуть лишь создатели приложений для iOS и Android. Как сообщил порталу Techcrunch источник в департаменте бизнеса и инноваций правительства Великобритании, власти ЕС согласились не применять действие директивы в отношении AppStore и Google Play. Это поможет разработчикам приложений для смартфонов избежать увеличения налоговой нагрузки.