Google заиграет по китайским правилам

Google Play сделают доступным для китайских разработчиков

Владимир Тодоров
Google разрешит китайским разработчикам продавать свои приложения в Google Play, недоступный на данный момент на территории КНР. Сейчас американская корпорация ищет партнеров в Китае, которые позволят ей получить доступ к 630 млн пользователей в обмен на часть прибыли. Корпорация пытается вернуться на китайский рынок мобильных приложений, а в перспективе предложить китайским пользователям и другие сервисы.

Google Inc. планирует предоставить китайским разработчикам доступ к магазину приложений Google Play. Об этом компания сообщила через официальный блог программистов под ОС Android.

Как следует из сообщения Google, китайские разработчики в скором времени получат возможность продавать свои приложения через Google Play, используя при этом стандартные схемы монетизации контента. Выручка от продаж и микроплатежей будет напрямую поступать на указанные ими банковские счета. Таким образом, китайские программисты присоединятся к разработчикам из 60 стран мира, которые уже имеют доступ к возможностям Google Play.

Впрочем, сам онлайн-магазин приложений по-прежнему остается недоступным на территории КНР. Несмотря на неоднократные попытки руководства Google договориться о его запуске, Пекин каждый раз заявлял о несоответствии Google Play нормативно-правовой базе Поднебесной.

Согласно законодательству КНР, в рамках обеспечения информационной безопасности любое приложение до момента его официального релиза в Китае должно быть проверено надзорными ведомствами. Однако это противоречит корпоративной политике Google, позволяющей разработчикам свободно распространять приложения через онлайн-магазин.

В результате китайские пользователи смартфонов на платформе Android вынуждены приобретать приложения через местные аналоги Google Play — Qihoo 360, Tencent и Wandoujia. При этом Google не получает прибыли с продажи приложений через эти сервисы.

В американском IT-гиганте надеются, что привлечение китайских разработчиков к Google Play наверняка подстегнет к нему и интерес простых пользователей из Поднебесной. В связи с этим компания уже рассматривает варианты построения необходимой инфраструктуры для взаимодействия с разработчиками и клиентами напрямую.

«Руководство Google отчетливо понимает, что Пекин в ближайшее время вряд ли пересмотрит политику в отношении Google Play. Поэтому сегодня рассматриваются варианты взаимодействия с китайскими магазинами приложений», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией.

По его словам, Google может заключить с китайскими игроками на рынке договор о партнерстве. В рамках соглашения американская корпорация в обмен на часть прибыли от продажи приложений будет помогать размещать их на технической базе партнеров в КНР. Кроме того, Google может создать отдельную платежную и систему идентификации пользователей для китайских разработчиков.

По данным портала The Information, руководство американской корпорации в октябре уже обсудило подобную возможность с одними из ведущих в КНР производителей смартфонов на ОС Android — Huawei и ZTE. Представитель Huawei позднее не подтвердил факт переговоров, однако отметил, что китайские пользователи смартфонов только выиграют от возможного участия Google Play в дистрибуции приложений.

Косвенно факт переговоров в октябрьском интервью The Wall Street Journal подтвердил и старший вице-президент Google Сундар Пичай. «У нас множество китайских партнеров, мы активно взаимодействуем с ними, в том числе и в рамках личных встреч. Наша задача — сделать рынок как можно более удобным для пользователей», — заявил он.

«Китай на сегодня является самым перспективным рынком для телекоммуникационных компаний. Однако в этом регионе есть свои строгие законы и неписаные правила, которым эти компании вынуждены следовать, иногда в укор своей корпоративной политике. Если Google хочет более активно присутствовать на китайском рынке, им также придется идти на уступки», — рассказал «Газете.Ru» ведущий аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.

По его словам, американская корпорация понимает необходимость следования законодательству КНР, а потому уже сегодня готова к долгому процессу переговоров.

«Обе стороны осознают прибыльность сотрудничества, так что компромисс наверняка будет найден», — подытожил Савватин.

Ряд экспертов уже полагают, что вслед за Google Play корпорация постарается вернуть на рынок и другие свои продукты, в том числе локализованный поисковый механизм, навигацию и почтовые сервисы.

Google покинул китайский рынок в 2010 году, объяснив свое решение постоянными попытками хакерских атак, жесткой цензурой и возможной потерей интеллектуальной собственности. С тех пор некоторые из сервисов компании, включая Google Play, официально не поддерживаются большинством продаваемых в Поднебесной мобильных устройств. По оценкам экспертов, пользоваться услугами официального магазина приложений компании могли бы более 630 млн китайских юзеров.

Отметим, что в третьем квартале 2014 года Google Play принес компании более $920 млн. При этом общий объем выручки за отчетный период составил $16,5 млрд, а чистая прибыль — $2,81 млрд.