Поторговаться с Путиным

Бизнес против введения торговых сборов

Рустем Фаляхов, Александр Орлов, Юлия Калачихина
Госдума предлагает ограничить ставку торговых сборов, которую муниципалитеты смогут взимать с малого бизнеса. Ставка сбора будет в пределах патента, а сам сбор нельзя будет взимать авансом за год вперед, как предлагалось ранее. Но малый бизнес не готов и к смягченному варианту и намерен жаловаться в Кремль.

Скандальные поправки, принятые Госдумой в первом чтении и касающиеся налоговой нагрузки на малый бизнес, необходимо смягчить. С таким предложением выступил комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании в понедельник.

С 1 июля 2015 года города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь смогут ввести торговый сбор за право заниматься торговой деятельностью, следует из проекта поправок, одобренных профильным комитетом к принятию во втором чтении. Муниципалитеты других городов получат право пополнять свои бюджеты не ранее 2016 года, если проведут соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ.

Сбором будут облагать только пять-шесть видов деятельности: стационарную и нестационарную торговлю, торговлю со склада и т.п.

Гостиничный сбор и сбор за услуги такси, которые предполагались в более ранней редакции, в новый текст поправок не вошли. Первоначально предлагалось ввести сбор для 22 видов деятельности, включая транспортные (услуги такси), услуги общепита (кафе, рестораны), сбор за право торговли и туристический сбор.

Источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом обсуждения поправок, отмечает, что на совещании с Силуановым в среду речь шла о 22 кодах предпринимательской деятельности, которые на самом деле группируются в четыре вида. На соответствующем совещании Медведева в прошлую пятницу речь шла уже о пяти-шести видах. «Поэтому непонятно, в итоге речь идет о сокращении или, наоборот, расширении списка, — говорит источник. — При этом никто не дает гарантий, что в дальнейшем этот список не расширят, а всего у нас более 1200 кодов предпринимательской активности».

Ограничить предложено и размер сборов. В варианте первого чтения муниципалитеты могли получить право увеличивать размер сбора по своему усмотрению, но, как правило, от 6000 до 600 тыс. руб. В максимальном варианте по отдельным видам деятельности сбор мог составить до 6 млн руб. В одобренном сегодня варианте местные власти также смогут устанавливать дифференцированные ставки сбора в зависимости от вида деятельности и особенностей объектов торговли, но в пределах стоимости патента, то есть до 5–6 тыс. руб.

При этом право властей снижать ставку до нуля будет сохранено.

Если поправки пройдут через Думу, уплата сбора будет производиться за три предыдущих месяца. Прежнее предложение – авансовый платеж за весь год вперед.

Плательщиками сбора признаются малые торговые организации и индивидуальные предприниматели. Они должны будут встать на учет в налоговой инспекции. Если субъект предпринимательской деятельности покупает патент и одновременно обязан уплачивать торговый сбор, ему засчитывается сумма по патенту. «Налоговая нагрузка не возрастет, точнее возрастёт только на тех, кто ведет деятельность без уплаты налогов, то есть на теневую деятельность», — пояснил в понедельник на «Форуме действий» помощник президента Андрей Белоусов.

Аналогичного мнения придерживается и глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Является ли сбор дополнительной налоговой нагрузкой? Речь не идет о налоговой нагрузке: мы хотим в данном случае использовать этот механизм для того, чтобы поймать тех, кто никаких налогов не платит», — сообщил на заседании комитета Макаров.

По подсчетам Московской ассоциации предпринимателей (МАП), если торговый сбор будет принят в варианте первого чтения, малый бизнес в Москве станет нерентабельным. «Мы провели оценку, как поправки в Налоговый кодекс отразятся на московских магазинах площадью от 50 кв. м до 2 тыс. кв. м, и выяснили, что их выручка будет нулевой или даже уйдет в минус», — пояснил «Газете.Ru» глава МАП Сергей Байков.

Для компенсации нового сбора предпринимателям придется повышать стоимость своих товаров на 17%, а услуг — на 50%, считает Байков.

О том, что регионы получат возможность ввести ряд специальных сборов для пополнения своих бюджетов, заявлял в сентябре на инвестфоруме в Сочи премьер Дмитрий Медведев. Сбор должен стать альтернативой налогу с продаж, о необходимости введения которого заявляли в правительстве.

По подсчетам Минфина, муниципалитеты смогут получить от введения сборов 50–70 млрд руб. в год. Москва сначала планировала выручить за счет новых сборов 3,5 млрд руб., говорит источник, знакомый с ситуацией. Позже в мэрии утверждали, что рассчитывают на 30 млрд руб.

Основными инициаторами новых сборов выступают власти Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, рассказали «Газете.Ru» три источника, знакомые с ходом обсуждения законопроекта. На прошлой неделе мэрия Москвы провела совещание по теме введения торговых сборов. В заседании участвовали заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, министр правительства Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития города Максим Решетников, представители Минфина и бизнесмены, рассказали «Газете.Ru» два участника заседания. Власти Москвы заявили, что, в случае принятия федерального закона, он будет внесен в Мосгордуму не позднее 1 декабря для того, чтобы успеть принять его до Нового года. Депутат Макаров утверждает, что со следующего года сбор будет введен только в Москве.

Впрочем, рассчитывать на оперативное прохождение законопроекта через Госдуму не приходится. В Минэкономразвития «Газете.Ru» пояснили, что не поддерживают введение торгового сбора. В качестве компромисса министерство настаивает на переносе сроков вступления в силу положения о сборах с 1 января на 1 июля 2015 года.

Бизнес-сообщество выступает категорически против даже облегченного варианта законопроекта. «Законопроект катастрофический и душит бизнес во всех его проявлениях. Непонятно, откуда расценки взялись и почему данный сбор должен платиться вперед, то есть на каком основании предприниматели должны беспроцентно кредитовать власти свои деньгами», — возмущается вице-президент «Опоры России» Александр Жарков.

Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков называет законопроект сырым: непонятно, как считать налогооблагаемую базу. «Исходя только из привязки к метражу магазина или ресторана? Но квадратный метр в центре Москвы и у станции метро – это одно, а где-нибудь в спальном районе у МКАД – совсем другое», — говорит Остарков, добавляя, что малый бизнес фактически загоняется в тень.

«Как можно в условиях профицитного бюджета и при ослаблении рубля решать подобным образом вопрос наполняемости бюджета субъектов? Сейчас есть возможность дать дотации, а не открывать ящик Пандоры», — возмущается сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский прогнозирует закрытие 40% социально ориентированного бизнеса (магазины для малоимущих, малые предприятия, использующие труд инвалидов, и т.п.) в случае вступления поправок в силу.

Смысл поправок в том, чтобы повысить привлекательность патентной системы, считает Диана Маклозян, глава юридического департамента консалтинговой компании HEADS.

В Госдуме не исключают, что законопроект о торговых сборах может быть принят в ноябре. В «Опоре России», РСПП и Торгово-промышленной палате утверждают, что видят только одну возможность повлиять на отмену законопроекта — петиция Владимиру Путину. Президент примет участие в пленарном заседании «Форума действий» ОНФ во вторник, сообщает пресс-служба Кремля. К председателю Госдумы Сергею Нарышкину бизнес-сообщество уже обращалось.