С 1990 года в США удвоилось количество разводов среди пятидесятилетних, цитирует Bloomberg исследование Стефани Кунц из Университета Майами. Удвоилась и доля взрослых людей, никогда не вступавших в брак: раньше речь шла о каждом десятом, а сейчас — о каждом пятом. Данные правительства США свидетельствуют о том, что в настоящее время большинство американцев одиноки, и это касается, в частности, матерей двух из пяти американских новорожденных.
Раньше причиной подобных трендов некоторые консерваторы называли активистов, которые отстаивают права геев, феминисток и хиппи, но в последние несколько лет отношение к семье меняет другой фактор: экономика. Миллионы миллениалов начинают избегать традиционных семейных отношений и откладывают их до лучших времен.
Люди, сделавшие выбор в пользу «новой семьи», оказываются уязвимы с финансовой точки зрения. Исследование компании Allianz охватило 4,5 тыс. семей. Оказалось, что в семьях, где есть родитель-одиночка, в однополых парах и cоюзах, в которых воспитываются дети от разных браков, вероятность потерять основной источник дохода в кризисный период на 50% выше, чем у традиционных семей.
Тяжелые времена меняют планы и приоритеты. Так, когда в начале 1920-х годов женщины сталкивались с высоким уровнем безработицы, они старались не заводить большое количество детей. Начавшийся в 2008 году период роста безработицы привел к тому, что 9,2 млн молодых американок родили на 430 тыс. меньше детей, чем если бы кризиса не было, свидетельсвуют данные доклада Национальной академии наук США, выпущенного в 2014 году. Причем мужчины на вопрос о желании завести детей отвечали в среднем одинаково, вне зависимости от состояния экономики, в то время как 78% женщин говорили, что им нужно быть уверенными в том, что у их супруга «надежная работа», следует из результатов опроса Института Пью, проведенного в сентябре.
Поиск такого мужчины может стать проблемой, потому что с 1970 года срок нахождения мужчин на одной работе постоянно сокращается. В отношении женщин такого эффекта не наблюдается, что во многом ученые объясняют тем, что они стали активными участниками рынка труда позже — в 1980–1990-х годах. Представители обоих полов стали чаще работать по контракту, их зарплаты долгое время остаются на одном уровне, а компании сокращают программы социальной поддержки и бонусные выплаты. За последние десять лет количество крупных корпораций, предлагающих пенсионные программы, упало на 57%. И даже с должности с хорошим уровнем заработной платы людей стали все чаще увольнять или сокращать при проведении сделок по слиянию и поглощению.
Стоит отметить, что объем средств, которые в среднем необходимо потратить на рождение и воспитание ребенка, с 1960 года вырос на 24% — на $245 340 с учетом инфляции.
Сложности возникают не только у одиноких женщин, но и у существующих семей, которые испытывают эффект, названный социологом из Университета Виргинии Аллисон Пуг «возрастом незащищенности». Неуверенность в завтрашнем дне и боязнь лишиться работы становятся причиной постоянного раздражения и депрессии, из-за чего отцы отдаляются от семьи и меньше участвуют в воспитании детей. Женщины в таких семьях, как ни странно, жалуются на усиление контроля со стороны мужей, из-за чего испытывают стресс. «Проблемы на работе мешают нам адекватно оценивать и взаимоотношения в семье, в частности, сферы ответственности», — говорит исследователь.
Богатым людям с высшим образованием проще справиться с неуверенностью, ведь их шансы потерять работу невелики, а если это все-таки случится, им будет несложно найти новую. Уровень безработицы среди выпускников колледжа составляет 3,1% — в два раза меньше, чем в среднем по стране. Среди людей без образования безработным сейчас является почти каждый пятый — их 21%.
Это объясняет, почему семьи обладателей диплома колледжа и членов профсоюзов до сих пор остаются вполне традиционными со всех точек зрения. Обладающие высшим образованием родители 14-летнего подростка сейчас с большей вероятностью живут вместе и не подают на развод по сравнению с 1970-ми.
Проблема экономической нестабильности для России с учетом угрозы нового кризиса, санкций и девальвации стоит особенно остро.
Экономические проблемы — это всегда проверка отношений. «И если между мужем и женой есть близкие эмоциональные отношения — и речь не только о любви, но и о доверии, взаимной привязанности, положительной оценке друг друга, — то в период кризиса, как бы ни было тяжело, супруги будут вместе пытаться найти выход.
В такой ситуации им легче отказаться от каких-то привычных материальных благ, чтобы поддержать друг друга и сохранить хорошую атмосферу в семье. Они объединяют усилия, сплачиваются, строят новые планы — как экономить, где заработать, как потратить ту или иную сумму и как устроить праздник при минимальном бюджете», — говорит семейный психолог Анна Соболева.
Если же в паре существовали проблемы с эмоциональным контактом, и даже если внешне казалось, что все хорошо и всем удобно и комфортно друг с другом, то экономический кризис, как и любой другой, может обострить, испортить и даже разрушить отношения. «В семьях, где между мужем и женой нарушен эмоциональный контакт, партнеры склонны искать виноватого, сравнивать свою семью с кем-то другим. Такие сравнения и взаимные обвинения, во-первых, постоянно злят и доводят до состояния полнейшего уныния того, кто сравнивает, а также порождают чувство обиды и несправедливости у второго партнера, которого в данный момент обвиняют. При такой эмоциональной обстановке очень трудно принять изменения в худшую сторону в материальном отношении, каждый отказ от чего-то, что можно было позволить себе раньше, становится настоящей катастрофой», — резюмирует Соболева.