По данным Всемирного золотого совета (WGC), с начала 2014 года Россия добавила в свои резервы 115 тонн благородного металла. Для сравнения, по данным годового отчета регулятора, за весь 2013 год активы Банка России в золоте увеличились лишь на 80 тонн.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Центробанка, операции с этим металлом используются для регулирования ликвидности.
«В течение последних нескольких лет Банк России приобретает монетарное золото на внутреннем рынке. Информация об объемах покупки Банком России монетарного золота на внутреннем рынке содержится в годовом отчете», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ЦБ.
Как утверждает главный экономист БКС Владимир Тихомиров, заявление пресс-службы Центробанка означает, что регулятор покупает золото не у золотодобытчиков, а у банков, предоставляя им таким образом ликвидность. По словам начальника казначейства Металлинвестбанка Селима Агарзаева, приобретая золото, ЦБ продает рубли, увеличивая таким образом предложение национальной валюты на рынке.
Вместе с тем в последнее время регулятор начал активную борьбу с излишками рублевой ликвидности на рынке, которая, по словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, «используется не только для финансирования экономики, но и для игры на валютном рынке». Так, на этой неделе ЦБ принял решение о введении лимита на предоставление кредитным организациям рублей с помощью операций «валютный своп». Величина лимита с 12 по 30 ноября 2014 года составляет $2 млрд в день в рублевом эквиваленте.
«За последние несколько лет Россия активно повышала объем золотовалютных резервов. Отчасти это было направлено на диверсификацию структуры резервов и снижение зависимости от валютной пары доллар-евро. Также скупка золота призвана снизить риски, связанные с размещением резервов, поскольку золото показывает большую резистентность в периоды риска и позволяет обезопасить защищенность валютных резервов страны», — рассказал «Газете.Ru» главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.
На руку ЦБ сыграло и общее падение цен на драгметаллы на мировых рынках. Так, на прошлой неделе цена золота упала до минимума за последние четыре с половиной года, что стало результатом победы республиканцев на выборах в конгресс США и последовавшего за ней роста курса доллара. За последние три месяца золото подешевело на 3%. Эксперты объясняют это низкими темпами инфляции и даже угрозой дефляции в крупнейших экономиках мира. По мнению аналитиков, в ближайшее время конъюнктура на рынке драгметаллов не улучшится. По их словам, на сегодня большинство центральных банков разработало меры стимулирования экономики, поэтому для привязки активов к золоту больше нет причин. Цена его унции уверенно движется к отметке $1100, по прогнозам Goldman Sachs, она продолжит снижаться до $1050 за унцию.
Это позволило регулятору выкупить золото у российских производителей по относительно низким ценам.
«С точки зрения денежной политики для Центрального банка иметь большие золотые резервы странно, поскольку золото не настолько ликвидный актив, как доллары или ценные бумаги американского казначейства. Цена на золото волатильна», — подчеркивает проректор НИУ «Высшая школа экономики» Константин Сонин.
Впрочем, по мнению других экспертов, действия ЦБ не сильно выбиваются из глобального тренда. «Скупка золота центральными банками — сейчас общемировая тенденция», — указывает Владимир Тихомиров.
По его словам, с одной стороны, такие действия несут в себе риск из-за снижающихся цен на драгметаллы, что может привести к валютным потерям. С другой стороны, по базовому сценарию ЦБ, санкции продлятся два года, а если они при этом будут расширены, не исключено, что доступ к валютным счетам в долларах или евро российскому Центробанку будет затруднен. «Поэтому неплохо иметь существенные резервы, которые не будут зависеть от действий западных правительств. Политический фактор здесь может присутствовать, а вот фактор поддержки отечественных производителей едва ли определяет действия ЦБ», — отметил Тихомиров.
Правда, в долларовом исчислении изменения в объеме запасов Центробанка за последние месяцы оказались незначительными, указывает эксперт: если на начало года золотой резерв в валютном эквиваленте составлял $40 млрд, то на 1 ноября – $45,3 млрд.
По словам Ярослава Лисоволика, в последнее время цены на драгметалл находились под серьезным давлением. «Поэтому перед ЦБ стоит задача дальнейшей диверсификации резервов. В последние годы регулятор искал для этого другие валюты, такие как австралийский и канадский доллары. В дальнейшем возможно расширение набора валют, которые могут стать резервными для РФ, при этом нельзя исключать увеличения роли валют азиатских стран в общей структуре резервов», — резюмирует Лисоволик.
Западные эксперты и СМИ также активно обсуждают закупки золота российским Центробанком.
Как отмечают западные аналитики, санкции ЕС и США в отношении РФ серьезно затруднили для отечественных добывающих компаний продажу драгметаллов за рубеж. Несмотря на отсутствие прямого запрета на закупку российского золота, иностранные банки предпочитают вести себя осторожно в отношении любых сделок с коллегами из России и массово отказываются от его приобретения.
По словам источников агентства Reuters, большая часть добываемого в РФ золота обычно продается местным коммерческим банкам, таким как Сбербанк или ВТБ. Те, в свою очередь, перепродают его Центробанку или иностранным банкам, однако последние стараются не покупать российское золото из-за санкций.
По словам источников, ЦБ уже скупил большую часть добытого металла, предназначенного для коммерческих банков.
«Это одна из мер, которые принял Центральный банк, чтобы пройти через этот трудный период для коммерческих банков, и, самое главное, чтобы повысить ликвидность», — сказал источник агентства, участвовавший в ежегодной конференции Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов в Перу.
Центробанк РФ был одним из самых активных государственных покупателей золота в течение последнего десятилетия. Его запасы драгметалла с конца 2004 года выросли почти в три раза, до 1149,8 тонны. По итогам первого полугодия 2014 года Россия обогнала Китай по запасам золота и заняла шестое место в мировом рейтинге крупнейших держателей золотых запасов.