Бытовая техника и электроника (БТиЭ) — один из немногих сегментов российского ритейла, который пока не подвергся серьезному влиянию санкций, падения курса рубля и нестабильности экономики. В данный момент продажи этой категории товаров спасает время года: показатели традиционно растут во время новогодних праздников. Ожидание скорого повышения цен из-за колебаний курсов валют подтолкнуло россиян к заблаговременному приобретению подарков к Новому году.
Высокий сезон начался на пару недель раньше обычного, говорят опрошенные «Газетой.Ru» ритейлеры бытовой техники и электроники.
В последнее время покупатели стараются инвестировать в бытовую технику, отмечает представитель «М.Видео» Антон Пантелеев. «В период экономической нестабильности вырастает спрос на более дорогие товары: крупную бытовую технику и телевизоры известных производителей, — пояснил он «Газете.Ru». — В октябре и ноябре мы наблюдали позитивную динамику продаж».
В сети «Эльдорадо» констатируют рост спроса практически на все группы товаров БТиЭ. «В лидерах находятся традиционные новогодние подарки — это смартфоны, телевизоры, утюги, кухонная утварь», — рассказала «Газете.Ru» директор по связям с общественностью компании Ирина Цеплинская.
Возросший спрос на товары замечают не только представители розничных сетей, но и интернет-ритейлеры. «В сложившейся экономической ситуации, вызванной ростом курса валют, с конца октября мы наблюдаем увеличение потребительской активности, которая только усилилась с начала ноября», — сообщили изданию в пресс-службе интернет-магазина «Юлмарт».
Четвертый квартал — это обычно высокий сезон для интернет-коммерции, поэтому стоит ожидать роста продаж на 15-25%, хотя показатель будет и меньше, чем в прошлом году, отметил в беседе с «Газетой.Ru» генеральный директор «ЮТИНЕТ.РУ» Дмитрий Досько.
В компании Enter также ожидают успешного завершения предновогоднего сезона, заявила «Газете.Ru» представительница интернет-магазина Катерина Белоусова.
На то, что из-за падения курса рубля россияне пытаются вложить свои средства в мелкие и средние покупки и заранее подготовиться к Новому году, обращают внимание и зарубежные издания. Недавно заметка под заголовком «Россияне отправились по магазинам, чтобы опередить скачок цен на фоне падения рубля» появилась в The Wall Street Journal.
«Россияне стремятся потратить свои денежные средства и покупают подарки заранее, — приводит WSJ слова Людмилы Семушиной, представительницы Inventive Retail Group, управляющей магазинами re:Store, Samsung, Sony Centre. — Люди начали приходить в наши магазины электроники с четким намерением что-либо купить». Пользоваться спросом стали и достаточно дорогие модели: телевизоры с 55-дюймовым экраном и последние модели высокой четкости, подчеркнула она.
При этом, обращают внимание ритейлеры, цены на технику из-за падения курса рубля в этом году уже вряд ли повысятся. Пока что сети распродают товар, купленный задолго до того, как национальная валюта начала устанавливать исторические антирекорды.
Сейчас многие магазины электроники реализуют продукцию, стоимость которой складывается с учетом курса доллара в пределах 36–40 руб. Это одна из основных причин, по которой россияне стремятся приобрести технику впрок. Помимо телевизоров, рост продаж на которые отметили все крупные ритейлеры, также популярностью пользуются и ноутбуки, говорят в «Юлмарте».
К тому же поставщикам БТиЭ приходится маневрировать в сложных экономических условиях. Прейскурант магазинов, разумеется, зависит от установленных производителем и поставщиком цен. Однако, хотя стоимость валют в пересчете на рубли растет, многие крупные поставщики замораживают цену в преддверии Нового года из-за боязни потерять свою долю на рынке, рассказал «Газете.Ru» Досько.
Свою роль сыграют и специальные новогодние распродажи, которые пройдут в большинстве магазинов электроники. Также в последние месяцы года проводятся «черная пятница» и «киберпонедельник», международные скидочные онлайн-акции.
Девальвация рубля начнет отражаться на конечной стоимости товаров в следующем году, отмечают продавцы БТиЭ. «Точный прогноз в период сильной турбулентности малоэффективен, но можно предположить, что во всех группах подорожают флагманские модели, — считает представительница «Эльдорадо». — С другой стороны, потребитель сможет найти для себя товар в том ценовой сегменте, который его устраивает».
Некоторые ритейлеры уже прогнозируют рост цен на первые месяцы следующего года. Телевизоры в январе подорожают на 5–10%, телефоны и смартфоны — на 5–15%, ПК и ноутбуки — на 15–20%, подсчитали в «М.Видео». Впрочем, повышение стоимости товаров в этой категории будет сглажено за счет ежегодного снижения цен. Единственной же категорией, удешевления которой в новом году не ожидается, станет крупная бытовая техника, считают эксперты сети.