Итальянский энергетической концерн Eni может выйти из проекта по строительству газопровода «Южный поток». Об этом во вторник заявил главный управляющий компании Клаудио Дескальци. По его словам, Eni останется в числе акционеров проекта лишь в том случае, если сумма требуемых инвестиций не превысит 600 млн евро.
Eni должна вложить 20% (пропорционально своей доле в проекте) в акционерное финансирование газопровода, которое, в свою очередь, должно покрыть 30% стоимости прокладки морской части газопровода. Это и есть те самые 600 млн евро, которые изначально должна была внести итальянская компания. Остальные 70% затрат на морскую часть будут обеспечены проектным финансированием.
«В противном случае мы рассматриваем возможность выхода из проекта», — предупредил Дескальци.
В «Газпроме» комментировать заявление Дескальци отказались.
«Южный поток» — проект газопровода, инициированный «Газпромом». Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем, по суше, до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб. Ее строительство позволит снизить транзитные риски при поставках российского газа в Европу, которые возникают при транспортировке газа через территорию Украины. «Газпрому» в проекте принадлежит 50%, 20% владеет итальянская Eni, по 15% принадлежит французской Electricite de France (EDF) и германской Wintershall.
Стоимость проекта уже неоднократно возрастала. В последний раз об увеличении сумм инвестиций говорилось в начале октября, когда «Газпром» заявил, что затраты на проект составят 23,5 млрд евро.
По словам первого замглавы финансово-экономического департамента «Газпрома» Александра Иванникова, 14 млрд евро потребуется на прокладку морской части, 9,5 млрд евро — на строительство труб на суше. Ранее называлась общая цифра в 16 млрд евро (10 млрд евро — морская и 6 млрд евро — сухопутная часть).
Аналитики ранее говорили, что увеличение затрат связано с санкциями Запада в отношении России. В частности, из-за ограничения кредитования выросла стоимость заемного капитала для «Газпрома».
Дескальци заявил, что участники проекта испытывают трудности с поиском финансирования, и Eni «никогда не смогла бы вложить 2,4 млрд евро, поскольку это рискованно для ее финансового баланса». Между тем, согласно отчету итальянской компании за третий квартал 2014 года, только за этот период чистая прибыль компании составила 1,17 млрд евро (+2,5%), что значительно выше консенсус-прогноза, ранее опубликованного агентством Bloomberg, — 896 млн евро.
Дескальци отметил, что дела компании «идут неплохо», однако Eni «больше не может вести бизнес, требующий больших объемов ликвидности», в связи с этим компании приходится вносить изменения в стратегию.
Аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев говорит, что риск выхода из «Южного потока» иностранных акционеров сейчас возрос, причем не только за счет удорожания проекта и сложностей с финансированием, но и в связи с ростом политических рисков.
«Европа сейчас все более активно поддерживает Украину, — напоминает эксперт. — А «Южный поток» предназначен для поставок именно в обход Украины. Так что участие европейских компаний в таком проекте идет вразрез со стратегией властей Евросоюза».
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что, даже если Eni выйдет из проекта, для «Южного потока», как и для «Газпрома», это будет не критично. «Однако, полагаю, итальянцы проект не покинут, — отмечает эксперт. — Проблемы в финансировании как таковой для итальянцев нет, все инвестиционные риски застрахованы обязательствами «Газпрома» по прокачке через газопровод, то есть акционеры так или иначе свои средства вернут: повышение стоимости будет заложено в тарифы на прокачку». Глава ФНЭБ напомнил, что иностранные акционеры параллельного проекта «Газпрома», трубы «Северный поток», сейчас вполне довольны получаемыми доходами.
«Угроза Eni является скорее конъюнктурным заявлением, связанным с ценой газа (особенно в зимний период, когда потребление растет), — считает Симонов. — Eni неоднократно добивалась у «Газпрома» скидки и, видимо, пытается добиться этого и сейчас».
По словам эксперта, основной угрозой для «Южного потока» сейчас является не выход Eni и не сложности с финансированием, а неопределенность с Еврокомиссией, которая до сих пор не дала разрешения на прокладку «Южного потока». ЕК считает, что проект не соответствует нормам европейского законодательства, в частности — положениям Третьего энергопакета Евросоюза, который запрещает одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа.