В среду на сайте правительства были опубликованы решения, принятые по итогам совещания о законопроектах, направленных на создание свободной экономической зоны в Крыму (само совещание состоялось 15 октября). Принципиальное одобрение получено, однако сначала должны быть устранены замечания. В частности, следует предусмотреть предельные пониженные ставки региональных и местных налогов, доработать положения о гарантиях в части компенсации затрат в случае увеличения налоговой нагрузки и согласовать санитарный контроль. Однако это больше технические замечания, которые неизбежны при составлении законопроекта.
Единственное, что было решено исключить, это положение, устанавливающее пониженные ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций. «Да, такое решение было принято. Против снижения ставки, в частности, выступал Минфин, которому не нравилась идея внутреннего офшора», — подтвердил «Газете.Ru» Илья Джус, пресс-секретарь курирующего Крым вице-премьера Дмитрия Козака.
«Изначально это была идея Олега Савельева (министр по делам Крыма), но никто, включая премьер-министра, ее не поддержал», — сказал источник «Газеты.Ru» в финансово-экономическом блоке.
В Минфине не смогли оперативно предоставить комментарий.
«Это (снижение ставки по налогообложению дивидендов) была одна из интересных инициатив, но и без нее законопроект тоже проживет», — сказал «Газете.Ru» замминистра по делам Крыма Андрей Соколов.
Еще в начале лета министр по делам Крыма Олег Савельев говорил, что хочет, чтобы в Крыму был создан «цивилизованный офшор», со льготами для компаний на пассивный доход.
Но к концу лета стало ясно, что местного Кипра в России не появится, в частности, из-за противодействия Минфина.
Источник «Газеты.Ru» в МинКрыме тогда подтверждал, что от наиболее радикальных идей придется отказаться. В итоге 26 августа в опубликованных на сайте Минэкономразвития поправках к Налоговому кодексу содержались довольно стандартные меры налогового стимулирования крымской СЭЗ, которые в той или иной степени уже применяются на региональном уровне и на территориях особого развития различных типов.
По мнению юристов, единственным инновационным решением могло стать предложение МинКрыма обложить доходы по дивидендам зарегистрированных в Крыму организаций по ставке в 6% при условии, что выручка от деятельности, осуществляемой в Крыму, составляет не менее 75% всех доходов организации. Но и эту меру тогда же раскритиковало Минэкономразвития, которое 4 сентября в заключении на крымские законопроекты написало: «Указанное условие (по налогообложению дивидендов. — «Газета.Ru») влечет за собой необходимость ведения дополнительного раздельного учета доходов организации. При этом неясен порядок ведения такого учета».
«Данное правило стимулировало бы размещение холдинговых компаний в Крыму, что по сути является попыткой реализации некоего внутреннего офшора — налоговой гавани для размещения российских холдингов.
Однако идея была реализована не самым оптимальным образом. Для применения ставки нужно получать 75% доходов от деятельности в Крыму, но не было ясно, кто должен вести деятельность в Крыму и получать доход — холдинговая компания или дочернее общество.
Подобная неясность явно девальвировала задумку», — пояснил «Газете.Ru» заместитель руководителя налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Марк Ровинский.
«Получилось бы, что в Крыму просто было бы выгодно делать холдинговые компании. В реальности бизнес бы мог делаться в других регионах, но на бумаге он был бы оформлен как крымский, потому как для бизнеса естественно пытаться попасть в низкую налоговую зону», — говорит партнер International Tax Associates BV Рустам Вахитов.
«Было бы странно, если бы эта мера прошла, с учетом того, что Минфин выступает за повышение налогов с дивидендных доходов, правда, пока только с физических лиц», — отметил управляющий партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Во вторник, 21 октября, Госдума одобрила в первом чтении законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. В нем, в частности, предусматривается увеличение ставки НДФЛ по дивидендам с 9 до 13%. Предполагается, что эти изменения принесут в российский бюджет 32,8 млрд руб. в 2015-м, 35,5 млрд руб. в 2016-м и 38,5 млрд руб. в 2017 году.