Налоговый маневр в нефтяной отрасли приведет к росту цен на бензин, заявил в среду вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, конкретный рост цен будет зависеть от того, какие решения примет парламент по окончательным параметрам налогового маневра.
Суть налогового маневра заключается в поэтапном (в течение трех лет) сокращении экспортных пошлин на нефть (в конечном итоге в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7–5 раз в зависимости от вида). Одновременно будет расти налог на добычу нефти (в те же 1,7 раза) и газового конденсата (в 6,5 раза).
Впрочем, цифры эти неокончательные: еще должны быть определены стимулирующие понижающие коэффициенты к ставке НДПИ на нефть и экспортной пошлине.
На прошлой неделе замглавы Минфина Сергей Шаталов говорил о том, что налоговый маневр вызовет ежегодный рост топливных цен на 1,8 руб. за литр. Такова, по словам чиновника, цена маневра.
Шаталов указал, что снижение экспортной пошлины с параллельным ростом налога на добычу нефти приведет к тому, что цена нефти на внутреннем рынке неминуемо вырастет из-за роста себестоимости добычи, а вследствие этого вырастут и цены на нефтепродукты, в том числе на бензин и дизельное топливо.
С другой стороны, снижение экспортной пошлины может повлечь за собой увеличение зарубежных поставок, а это означает сокращение объемов для внутреннего рынка и опять-таки толкает цены вверх.
Впрочем, даже дешевая нефть отнюдь не означает низких цен на бензин. По данным Thomson Reuters KORTES, среднемесячная стоимость нефти марки Brent за период с января по октябрь 2014 года снизилась на 19,5%, при этом курс рубля упал на 16,5%. Средняя розничная стоимость бензина марки А92/93 в РФ в октябре составила 32,60 руб. за литр, что на 9,4% выше показателей января. При этом маржа автозаправочных станций за этот период снизилась c 23,4 до 7,4%.
Цены на бензин на рынке Северо-Западной Европы за тот же период снизились на 21,3%.
«Цены на топливо на российском внутреннем рынке определяются тремя основными факторами: биржевыми ценами, ценами внебиржевых сделок и экспортным эквивалентом (нетбэк), — говорят в Thomson Reuters KORTES. — Как раз сейчас снижение цен на нефть при одновременном ослаблении рубля приводит к росту нетбэка и, соответственно, к росту на внутреннем рынке».
Прогнозировать конкретные изменения цен в связи с налоговым маневром, по словам экспертов KORTES, сейчас затруднительно, так как невозможно прогнозировать курс рубля. Тем не менее налоговый маневр неизбежно приведет к росту цен на автобензин, и с каждым годом влияние будет усиливаться. Также на рынок бензина окажет влияние запрет на обращение на территории РФ бензина ниже Евро-4. «Оба этих фактора будут основными в следующем году», — говорят в KORTES.
Глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков также отмечает влияние курса валют. «Нефть дешевеет в долларах, а бензин мы покупаем в рублях, — объясняет эксперт. — Причем рост розничных цен фактически еще не начался».
«С начала года оптовые цены выросли на 20%, розничные их еще не догнали. По нашим прогнозам, среднегодовой рост цен на бензин (при условии сохранения существующих цен на нефть) составит 10–15% в год», — предупреждает Крюков.
Также эксперт отметил хрупкость российского баланса спроса и предложения на топливном рынке. По его словам, уровень производства не внушает оптимизма, особенно учитывая аварии на российских НПЗ в этом году.
Замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов как раз в среду заявил, что России не грозит дефицит топлива даже в случае снижения добычи нефти. По его словам, внутренняя потребность в переработке составляет 220–240 млн тонн при добыче в 523 млн тонн. Переработка нефти в 2014 году составит 290 млн тонн, добавил Молодцов. Причем эта цифра учитывает внутреннее потребление и экспорт
.
Однако Российский топливный союз в начале октября заявлял, что серьезный дефицит топлива в ряде регионов существует уже сейчас. В частности, речь идет об Алтае, Новосибирской и Иркутской областях.