Из-за санкций и девальвации рубля меньше россиян планируют отдыхать за границей. Зимний туристический сезон пока не сорван, но снижение спроса ощутимо. Об этом «Газете.Ru» рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
«Экономическое положение в стране заметно отразилось на ситуации в отрасли. Падение рубля подорвало планы туристов, поэтому на текущий момент мы прогнозируем, что спрос на зимний отдых будет меньше на 35% по сравнению с предыдущим годом», — заявила Ломидзе.
По ее словам, четкой картины рынка на зимние месяцы пока нет, что связано с падением глубины продаж (время между покупкой тура и датой его начала): этот показатель сократился до двух-трех недель.
Ситуацию осложняет банкротство турфирм — в этом сезоне более десятка операторов не смогли продолжать деятельность.
«Люди перестали загадывать на долгий срок, они стали более осторожными в выборе направления отдыха, а многие даже не собираются никуда лететь. Однако один тренд очевиден уже сейчас — стремление к выбору наиболее экономичных вариантов. Все дальнемагистральные экзотические направления серьезно потеряли в спросе. Также пока непонятна ситуация с горнолыжными турами», — рассказала Ломидзе.
«Что касается туристических перевозок к зарубежным местам отдыха, то в осенне-зимнем сезоне 2014–2015 годов мы видим по заключенным контрактам с туроператорами, что рост составит примерно 7-8% по сравнению с предыдущим аналогичным сезоном. На внутрироссийских маршрутах рост спроса на перевозки у «Трансаэро» составляет порядка 38%», — сообщили «Газете.Ru» в авиакомпании.
Правда, самим авиаперевозчикам эти на первый взгляд оптимистические цифры совсем не на руку. Как отмечает независимый эксперт Андрей Крамаренко, «если на международных направлениях российские авиакомпании прибыль всегда получали, то внутренние направления традиционно убыточны». Еще одной проблемой эксперт называет тот факт, что бизнес-пассажиров, нечувствительных к цене, становится меньше, в то время как число желающих сэкономить путешественников увеличивается. Санкции и ситуация на Украине также внесли свой вклад в общий негативный фон: «Во-первых, Украина была четвертой страной по пассажиропотоку. Резко упал пассажиропоток, резко упала выручка. Плюс облет украинского воздушного пространства — для всей отрасли это $50–60 млн в год убытка», — объясняет Крамаренко.
Долги скопились
Авиаперевозчики пытаются сократить издержки, что отразится и на пассажирах. Компания «Аэрофлот» уже приняла ряд мер, в том числе по сокращению рациона питания пассажиров эконом-класса. Кроме того, авиакомпания отказалась от запущенных в 2013 году прямых перелетов в канадский город Торонто из-за убыточности рейса, а также от создания фирменной музыкальной композиции, общая стоимость работ по созданию которой оценивалась в 5,8 млн руб. Авиаперевозчик планирует сократить расходы до 2,5 млрд руб. во втором полугодии текущего года. В такой негативной среде существования «Аэрофлот» с 2014 года лишается выплат со стороны зарубежных авиаперевозчиков за полеты над Сибирью и Дальним Востоком (роялти). Его ежегодные доходы от выплат иностранных компаний оцениваются в $500 млн в год.
В АК «Трансаэро» «Газете.Ru» сообщили, что в компании «с 2012 года действует программа сокращения всех расходов и издержек». «Эффект от ее реализации в 2013 году составил 5,9 млрд руб. При этом, согласно опубликованной отчетности по МСФО за первое полугодие 2014 года, рост краткосрочных и долгосрочных обязательств «Трансаэро» составил 9,3 млрд руб., что связано с сезонной спецификой авиационного бизнеса», — отметили в компании.
Авиаперевозчикам и в дальнейшем придется непросто, особенно учитывая бурный рост предыдущих лет. Общий пассажиропоток с 2000 по 2012 год увеличился в 3,3 раза, с 23 млн до 70 млн человек. В 2013 году воздушный транспорт продолжал демонстрировать динамику роста, превышающего темпы роста ВВП России, несмотря на стагнацию экономики страны. За исключением грузовых перевозок, основные показатели работы гражданской авиации уже в ноябре 2013 года превзошли соответствующие показатели 2012 года. С 2010 по 2012 год пассажиропоток увеличивался в среднем на 18% в год. В 2013 году было перевезено 84,6 млн человек, пассажиропоток возрос на 14%. Совокупный пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам первого квартала 2014 года составил 17,37 млн человек. Лидером по числу перевезенных пассажиров остался «Аэрофлот», чьими услугами воспользовались 4,98 млн человек. За ним следует «Трансаэро» — 2,34 млн человек. Занимавшая в 2013 году четвертую строку S7 вышла на третье место и обслужила 1,66 млн пассажиров. В свою очередь, сместившись с третьего, четвертое место заняла авиакомпания «ЮТэйр» — 1,62 млн человек, что на 2,1% меньше прошлогоднего показателя.
«Когда вы начинаете быстро расти и при этом маржинальность у вас не увеличивается, то есть вы работаете в убыток или с очень небольшой рентабельностью, вы вынуждены расти на заемные средства», — поясняет Крамаренко.
В результате авиакомпании накопили огромную задолженность. Согласно отчетам «Трансаэро» и «ЮТэйр», на конец 2013 года их совокупная задолженность превышала 122 млрд руб. По словам главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, при существенном ухудшении кредитования на рынке, которое совпало по времени со значительным повышением курса доллара по отношению к рублю, авиакомпании оказались в весьма неблагоприятных условиях. Так, задолженность «ЮТэйр» за первое полугодие составила 69 млрд руб. В сентябре стало известно, что аэропорт Внуково перевел компанию на предоплату. В программу оптимизации расходов на 5 млрд руб. в год, о которой авиакомпания объявляла летом, входят отказ от неприбыльных маршрутов, сокращение персонала и флота, уменьшение времени обслуживания пассажиров. В рамках данной программы АК «ЮТэйр» приняла решение сократить 20% рейсов и 10% персонала. Сейчас перевозчик ведет переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок воздушных судов. По контракту поставка 20 самолетов А321 и 40 самолетов Boeing 737-800NG и 737-900NG была рассчитана на 2013–2015 и 2013–2016 годы соответственно.
В этом году проблемой стало рефинансирование кредитов. Банки больше не дают отсрочек по возвращению старых займов и не предлагают новых. Из-за падения курса рубля увеличились издержки авиакомпаний на лизинг и обслуживание воздушных судов. Как указывают эксперты, повышение курса доллара по отношению к рублю сыграло немаловажную роль в сложившейся на авиарынке ситуации, так как расходы на лизинг воздушных судов, номинированные в долларах, увеличились пропорционально курсу валюты.
Кроме того, по данным Росавиации, рост цен на авиакеросин в июне — августе 2014 года составил 6–7%, что естественным образом вызвало дополнительные траты авиакомпаний.
В прошедшем летнем сезоне они пострадали еще и из-за обвала туристического рынка. По этой причине принадлежащая «Аэрофлоту» авиакомпания «Оренбургские авиалинии», например, понесла убытки в размере 3,1 млрд руб.
А приостановивший деятельность туроператор «Южный Крест» задолжал «ЮТэйр» 306,47 млн руб. (иск авиаперевозчика о взыскании с туроператора данной суммы был удовлетворен).
На данный момент повышение стоимости авиабилетов маловероятно, считает Пантелеев. «При нынешней, буквально разрушительной конкуренции ряд перевозчиков продолжает удерживать цены на приятном для пассажиров низком уровне для того, чтобы, продавая билеты дешево, получить поток наличности, который необходим для обслуживания текущих обязательств», — говорит аналитик.
При этом скидок на новогодние праздники эксперты не ожидают и предостерегают: в случае дальнейшего снижения цен на авиабилеты перевозчики могут оказаться в ситуации, схожей с той, что сложилась на рынке туристических услуг, когда множество крупных игроков в течение очень непродолжительного срока были вынуждены уйти с рынка, оставив в пострадавших около 130 тыс. человек.