Энергетическая компания En+, принадлежащая Олегу Дерипаске, подала заявку на получение средств из Фонда национального благосостояния в размере $1 млрд. Средства запрашиваются на строительство Нижнеангарской ГЭС в рамках проекта «Ангаро-Енисейский кластер». Электростанцию планируется построить на 100 км ниже Богучанской ГЭС.
Первоначально энергокомпания просила на возведение плотины и ГЭС $1,5 млрд, но пришлось урезать заявку, пояснил «Газете.Ru» директор проекта «Восток» En+ Александр Сергеев. «Это было сделано за счет снижения установленной мощности ГЭС с 1000 до 500–600 МВт и уменьшения высоты плотины», — говорит Сергеев. На строительство ГЭС потребуется минимум шесть лет. Заявка была подана еще в 2012 году, но правительство предложило скорректировать сумму, что и было сделано.
В компании утверждают, что «Ангаро-Енисейский кластер» входит в список приоритетных проектов правительства. По крайней мере, этот проект поддерживает Минэкономразвития.
В августе президент «Роснефти» Игорь Сечин в связи с введенными против компании санкциями западных стран обратился в правительство с просьбой о финансовой помощи из ФНБ в размере 1,5 трлн руб. При этом Сечин настаивает на том, что «Роснефть» не является госкомпанией и вправе получать поддержку государства. «Роснефть» — публичная компания, акции которой торгуются на бирже», — пояснял Сечин «Газете.Ru».
Министр финансов Антон Силуанов ранее сообщал, что пострадавшие от санкций «Роснефть» и НОВАТЭК уже в текущем году смогут получить 80–150 млрд руб. из ФНБ. Силуанов не исключал распечатывания ФНБ в пределах 60%. Оставшиеся 40% ФНБ правительство решило сохранить на черный день. «Это наш стратегический запас, резерв», — пояснял Силуанов.
Риск невозврата
Кроме пострадавших от санкций и En+ на распечатывание ФНБ (сейчас в фонде чуть более 3 трлн руб.) претендуют уже с десяток крупнейших компаний. Правительству было поручено еще в 2013 году начать размещение средств ФНБ в финансовые инструменты, предназначенные для развития инфраструктуры с максимальным мультипликативным эффектом при минимальных рисках для размещения. Например, в модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей для развития их пропускных и провозных способностей предполагается вложить 150 млрд руб. В создание Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области — еще 150 млрд руб. В строительство железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва — 86,86 млрд руб. В строительство «интеллектуальных сетей» — 1,1 млрд руб. и ликвидацию «цифрового неравенства» в малонаселенных пунктах России — 27 млрд руб.
Общий объем такого рода инвестиций из ФНБ — до 415 млрд руб. Также средства ФНБ могут размещаться в привилегированные акции российских кредитных организаций.
Однако целесообразность расходования этих средств под вопросом. В понедельник Счетная палата России обнародовала заключение на проект федерального бюджета на 2015–2017 годы. Есть риски невозврата бюджетных средств, накопленных в ФНБ и предполагаемых для изъятия на инфраструктурные и другие крупные проекты. «Существуют риски того, что средства, направляемые на реализацию крупных инфраструктурных проектов, не будут возвращены», — говорится в заключении Счетной палаты, размещенном на официальном сайте ведомства. Счетная палата напоминает, что обязательное условие инвестирования из «кубышки» — средства должны вкладываться на возвратной основе.
«К концу 2017 года объем средств ФНБ, размещенных в финансовые активы на территории РФ, составит 639,2 млрд руб.», — подсчитала СП.
Кроме того, Счетная палата указывает, что до сих пор не определен порядок возврата средств ФНБ, предполагаемых к размещению в привилегированные акции РЖД (под проект строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино), а также под проект ликвидации «цифрового неравенства». Из-за этого поступление в госбюджет купонных доходов от инвестирования средств ФНБ по этим проектам не планируется.
В 2015–2017 годах, по информации Минэкономразвития, одобрены к финансированию еще три проекта: «Развитие Московского авиационного узла» (МАУ), «Развитие электросетевой инфраструктуры БАМа и Транссиба», «Строительство АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии».
Целесообразность финансирования этих проектов не определена, отмечает СП.
Когда построят БАМ
Реконструкция БАМа и Транссиба, скорее всего, не окупится, предупреждает Счетная палата. Модернизация Транссиба и БАМа — самые затратные проекты. Актуализировать схему их развития Кремль решил в июле прошлого года. Завершить «стройку века» планируется к 2018 году. Обе магистрали будут модернизированы, продлены. БАМ, возможно, дотянут до острова Сахалин, потом проложат до Кореи и Китая. Российские власти мечтают увеличить поток транзитных грузов из Азии в Европу по территории России. Объем грузовых железнодорожных перевозок вырос на 55%, составив рекордные 110 млн т в год, заявлял ранее Владимир Путин на одном из совещаний с членами правительства. Даже в советское время здесь не перевозилось столь значительного объема грузов, «перевозки выросли в 10 раз», поддержал Путина президент РЖД Владимир Якунин.
По данным исследовательского агентства InfraNews, на транзит в Европу из Азии через Россию сейчас приходится менее 1% товаров между ЕС и азиатскими странами. Объем торговли — $1 трлн.
Но рост грузопотока привел к тому, что нагрузка на железнодорожную сеть возросла до предела, на трассе появились узкие места, что негативно отражается на деловой активности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, ограничивает транзитные возможности этих регионов, аргументировал Якунин. Расшивать узкие места и повышать пропускную способность символов советской эпохи решено за счет госсредств. Хотя госкомпания РЖД утверждала, что подобные проекты в принципе не окупаются, Путин настоял на необходимости рассчитать их окупаемость. Инвестировать можно будет в формате частно-государственного партнерства, через Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), заявлял Путин. А глава РФПИ Кирилл Дмитриев ранее пояснял «Газете. Ru», что для реализации проектов создан пул иностранных инвесторов. В частности, департамент финансов Абу-Даби принял решение направить до $5 млрд инвестиций в российскую инфраструктуру.
Есть интерес к строительству Центральной кольцевой автодороги. К другим инфраструктурным проектам интереса пока нет. По причине их непроработанности, говорил Дмитриев. В РФПИ «Газете.Ru» подтвердили участие в двух проектах, финансируемых за счет средств ФНБ. Причем по «особо защищенной модели» возврата госсредств. Это проект с «Ростелекомом» по ликвидации «цифрового неравенства». Цель проекта — развитие интернета, обеспечение услуг по передаче данных со скоростью не менее 10 Мбит/с в 13,6 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек. Всего за пять лет предстоит построить около 200 тыс. новых волоконно-оптических линий связи.
Второй проект — совместный с инфраструктурным «Фондом Маккуори Россия и СНГ» и «Россетями», по сокращению потерь электроэнергии. В качестве пилотных регионов для реализации проекта выбраны Калининградская, Ярославская и Тульская области.
У правительства есть стопроцентное понимание необходимости реализации проектов по реконструкции БАМа и Транссиба, пояснил «Газете.Ru» федеральный чиновник, знакомый с ситуацией. По его словам, эти проекты имеют стратегическое значение для России, они окупаемы.
«Если не через 10 лет, как хотелось бы, и это нормальный срок для инфраструктурных проектов, то хотя бы через 30–40 лет проекты точно окупятся, потому что поток грузов по железной дороге будет нарастать», — говорит чиновник.
Ценовые рекорды
Целесообразность строительства ветки Кызыл — Курагино неоднократно по настоянию правительства пересчитывали, причем даже с учетом самых фантастических сценариев, таких как резкое падение спроса на уголь в регионе АТР или сокращение рудного пласта, и все равно получается окупаемый проект, утверждает чиновник. «Окупаемость этого проекта усилена тем, что эта железная дорога будет увязана с морским портом, откуда уголь можно доставлять в страны Юго-Восточной Азии, особенно в Китай», — говорит чиновник.
Московский авиаузел — абсолютно окупаемый проект, а вот решения по высокоскоростной магистрали до Казани и в последующем до Екатеринбурга пока нет.
Правительство не против высокоскоростной ветки до Казани, и к тому же к проекту могут проявить интерес китайские инвесторы. По крайней мере, по словам руководства РЖД, такой интерес вроде бы имеется. «Но убедительные расчеты с выходом на окупаемость пока не представлены», — отмечает источник «Газеты.Ru».
Попытки представить в правительство расчеты по строительству ВСМ были, утверждает источник. Но стоимость строительства магистрали зашкаливала.
«Что ни километр, то новый ценовой рекорд! Правительство вряд ли сможет пойти на такие расходы, особенно сейчас. С появлением «китайского» фактора проект нужно пересчитывать», — говорит федеральный чиновник.
В понедельник Минтранс и РЖД договорились с Государственным комитетом КНР по развитию и реформе и корпорацией «Китайские железные дороги» о сотрудничестве в области высокоскоростного ж/д сообщения, сообщил «Интерфакс». Меморандум о взаимопонимании был подписан в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева и председателя Госсовета КНР Ли Кэцяна. Предполагается разработка проекта евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин, включающего строительство ВСМ Москва — Казань — Екатеринбург.
Оценивать долгосрочные проекты в привязке к текущей экономической ситуации в принципе неверно, считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». «Во-первых, эти проекты стартуют не сейчас, не в этом году. Во-вторых, это проекты с длительным сроком реализации. В-третьих, масштаб их таков, что такие проекты находятся вне времени, то есть они будут востребованы всегда, и при благоприятной ситуации в экономике, и при кризисе. Поэтому входить в них можно в любое время», — говорит Баранов.
Ему оппонируют сторонники «бережливой» стратегии. Когда экономический рост замедляется, экономика не может себе позволить масштабные и долгосрочные инфраструктурные проекты, считает Олег Вьюгин, председатель совета директоров банка МДМ. «БАМ уже строили — и что? Деньги на ветер выбросили», — говорил «Газете.Ru» Вьюгин в кулуарах инвестфорума в Санкт-Петербурге.
Пенсии под вопросом
Объем Резервного фонда и ФНБ в 2015–2017 годах увеличится за счет курсовой разницы и доходов от управления средствами фондов, надеются эксперты Счетной палаты.
«Вместе с тем объем Резервного фонда и ФНБ по отношению к ВВП снизится с 9,2% в 2014 году (оценка) до 7,8% в 2017 году (на конец года) и составит 7 трлн руб.», — отмечают аудиторы Счетной палаты.
При этом СП предупреждает, что в ближайшие три года средства ФНБ будут крайне востребованы «на софинансирование пенсионных накоплений граждан в объемах 19,7 млрд руб., 21,9 млрд руб. и 24,9 млрд руб. соответственно».
Софинансирование пенсий в 2015–2017 годах удвоится по сравнению с предыдущим бюджетным циклом.
Это связано с увеличением количества застрахованных лиц, выплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, предупреждает СП. По данным Пенсионного фонда, в программу государственного софинансирования пенсий по состоянию на август текущего года вступило 15,9 млн человек.