Стоимость газопровода «Южный поток» в очередной раз будет увеличена. Как сообщает в четверг «Интерфакс» со ссылкой на первого замглавы финансово-экономического департамента «Газпрома» Александра Иванникова, затраты на проект составят 23,5 млрд евро (14 млрд евро потребуется на прокладку морской части, 9,5 млрд евро — на строительство труб на суше). Ранее называлась цифра в 16 млрд евро (10 млрд евро — морская и 6 млрд евро — сухопутная часть).
«Южный поток» — проект газопровода, инициированный «Газпромом». Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем, по суше, до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб. «Южный поток» призван снизить транзитные риски при поставках российского газа в Европу, которые возникают при транспортировке газа через территорию Украины. «Газпрому» в проекте принадлежит 50%, 20% владеет итальянская Eni, по 15% принадлежит французской Electricite de France (EDF) и германской Wintershall.
Самое интересное, что изначально (еще в 2009 году) «Газпром», говоря об инвестициях в «Южный поток», называл цифру в 25 млрд евро.
Позднее глава газовой монополии Алексей Миллер внезапно заявил, что затраты составят 8,6 млрд евро. Однако уже в 2010 году «Газпром» увеличил оценку до 15,5 млрд евро. И только уже после этого начала фигурировать цифра в 16 млрд евро.
«Новость о росте затрат является негативом для «Газпрома», — комментирует аналитик ИК «Анкор-Инвест» Сергей Вахрамеев. — Основным планом была сумма $20,4 млрд (15,5 млрд евро), но она должна была даже снизиться, так как часть инвестиций планируется производить в рублях (например, расширение российской ГТС для «Южного потока»), а курс рубля по отношению к доллару с момента объявления общей суммы затрат заметно упал».
«Одна из очевидных причин подорожания — рост стоимости заемного капитала «Газпрома» из-за санкций США », — отмечает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
Ранее Штаты и ЕС ввели ограничения на кредитование ряда российских компаний. Кстати, из-за американских санкций «Газпром» уже пострадал — компания не смогла привлечь $520 млн на строительство газохимического комплекса в Новом Уренгое. Америка 12 сентября включила газовую монополию в новый санкционный список, и в тот же день, буквально через несколько часов, «Газпром» отменил тендеры на организацию кредитов на $220 млн и $300 млн «в связи с отсутствием заявок со стороны банков».
Для строительства «Южного потока» «Газпром», по словам Иванникова, намерен привлечь гарантии агентства ЭКСАР («дочка» Внешэкономбанка, занимающаяся страхованием экспортных кредитов и инвестиций).
«Структуры Внешэкономбанка, без сомнения, смогут предоставить подобные гарантии, поскольку, по сути, за ними стоят российские власти, для которых 7,5 млрд евро не являются неподъемной суммой, — комментирует глава аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа. — Мы не ожидаем, что у российского газового гиганта могут возникнуть проблемы с финансированием. Главные риски «Южного потока» — политические».
Эксперт напоминает, что, несмотря на явную экономическую целесообразность в контексте последних событий на Украине, европейские чиновники относятся к «Газпрому», и «Южному потоку» в частности, очень настороженно, что может помешать российскому газовому гиганту диверсифицировать поставки в Европу.
«Газпром» до сих пор не может договориться с Еврокомиссией по «Южному потоку» — ЕК настаивает, что проект должен полностью соответствовать европейскому законодательству, а в частности — Третьему энергетическому пакету, который запрещает одной и той же компании поставлять газ и заниматься его транспортировкой.
Транзит через Украину из-за конфликта «Газпрома» и «Нафтогаза» (украинская компания задолжала $5,3 млрд и с середины июня не получает газ из России) под угрозой уже на протяжении нескольких месяцев, однако Европа, даже видя это, не спешит пойти навстречу «Газпрому» с его «Южным потоком». Впрочем, в свете последних заявлений «Газпрома» украинский маршрут может оказаться даже выгоднее — но лишь в экономическом плане.
«Подорожание «Южного потока» ведет к повышению себестоимости российского газа, — предупреждает Михаил Корчемкин. — Транспортировка по обходному маршруту будет стоить в разы больше, чем через Украину».
Кстати, Украина еще при Викторе Януковиче неоднократно призывала Россию отказаться от «Южного потока» и вложить средства в модернизацию украинской газотранспортной системы для увеличения ее мощности. Но, учитывая ненадежность Украины как транзитера, Россия от такого варианта отказалась. Собственно, «Южный поток» изначально и задумывался для того, чтобы избежать украинских рисков.