«Газпром» готов поставлять в Китай до 100 млрд кубометров в год. Об этом во вторник заявил глава компании Алексей Миллер в ходе Международного газового форума в Санкт-Петербурге.
«Если комментировать перспективы поставок на рынок Китая, то они просто огромны. Мы говорим о том, что объемы наших поставок в ближайшей перспективе могут вырасти до 60 и даже до 100 млрд кубометров газа в год», — отметил Миллер.
В мае текущего года «Газпром» договорился с Китаем о поставках в течение 30 лет 38 млрд кубометров газа ежегодно. Для этого будет построен газопровод «Сила Сибири», газ пойдет с восточносибирских Чаяндинского и Ковыктинского месторождений.
Сумма сделки составила $400 млрд.
В настоящее время ведутся переговоры о поставках в КНР и по другому (так называемому «западному») маршруту, через газопровод «Алтай», который также еще только должен быть построен. В данном случае речь идет о 30 млрд кубов в год.
Миллер не уточнил, за счет чего поставки в Китай могут быть увеличены до 100 млрд кубов. В «Газпроме» и «Газпром экспорте» от комментариев по этому поводу отказались. Однако дальнейшие слова главы «Газпрома» дают понять, что речь идет именно о трубопроводных поставках, а не о поставках сжиженного природного газа (СПГ).
«Хотя Азиатско-Тихоокеанский регион является рынком сжиженного природного газа и доля СПГ является доминирующей в структуре газового баланса, можно сделать прогноз, что доля трубопроводного газа на рынке АТР и на рынке Китая будет все больше и больше возрастать», — сказал Миллер.
Он также отметил, что доля СПГ на мировом рынке достигла 30% и в дальнейшем меняться не будет.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что для «Газпрома» ничего сложного в увеличении поставок в КНР до 100 млрд кубов не будет. По словам главы ФНЭБ, «Сила Сибири», вероятнее всего, будет состоять из двух веток. «Это обусловлено технологическими ограничениями, 38 млрд кубов по одной ветке прокачать будет крайне сложно — компрессоры не справятся, — поясняет эксперт. — Таким образом, скорее всего, «восточный маршрут» будет состоять из двух веток мощностью примерно по 30 млрд кубов каждая».
Что касается газопровода «Алтай», то еще в сентябре, говоря о заключении контракта на поставку газа по «западному» маршруту, Миллер отмечал, что есть возможность увеличения объемов до 100 млрд кубов в год. По оценке Симонова, «западный» маршрут могут составить три ветки мощностью опять-таки по 30 млрд кубов каждая.
«Таким образом, общий объем поставок в Китай может достигнуть и 160 млрд кубометров в год», — говорит глава ФНЭБ.
Однако основная проблема заключается отнюдь не в прокладке труб в Китай. «КНР активно наращивает долю газа в своем энергобалансе (сейчас основным топливом является уголь, из-за которого над китайскими мегаполисами постоянно висит смог. — «Газета.Ru»), — рассказывает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — На сегодняшний день доля газа составляет 5%, но китайцы хотят довести ее до 30%, как в Южной Корее».
И источники газа Китай нашел. Помимо российского топлива, КНР, по словам Танкаева, фактически «подмяла» под себя газ из Средней Азии, а также нацелилась на иранский.
Но для обеспечения потребления в самом Китае, по словам эксперта, еще нужно построить сбытовые сети. «В России газ является основным источником энергии (65% в энергобалансе), газификация страны идет уже несколько десятилетий, но до сих пор многие населенные пункты не охвачены, трубопроводы строятся и по сей день», — отмечает Танкаев.
Также эксперт считает, что в отношении СПГ прогнозы Миллера ошибочны: доля сжиженного газа будет расти. В первую очередь это связано с разницей цен. «Если переводить на тысячи кубометров, то в Японии газ стоит сейчас $420, а в США — $160, — рассказывает эксперт. — И как только Штаты закончат строительство своих СПГ-портов (а они этим сейчас активно занимаются), американские газовозы пойдут в Японию и в другие страны АТР». Со временем, по словам Танкаева, цена газа во всем мире приблизительно уравняется и образуется общий рынок, аналогичный нефтяному.
На фоне все большей активности по азиатскому направлению «Газпром» явно все больше разочаровывается в Европе.
«Сейчас рынок Европы не является рынком потребителя, и возникает вопрос, надо ли создавать цепочки от добычи до сбыта на этом рынке, — заявил Алексей Миллер. — Это не значит, что «Газпром» откажется от каких-то проектов. Но это значит, что они претерпят определенные изменения».
Ранее «Газпром» всегда интересовался долями как в сбытовых компаниях Европы, позволяющих выйти на конечного потребителя, так и фактически создавал этого потребителя сам, например участвуя в строительстве электростанций.
«Потребление российского газа в Европе сокращается, — отмечает Рустам Танкаев. — Кроме того, на сегодняшний день «Газпром» потерял одного из крупнейших своих западных потребителей — Украину».
Украина из-за крупного долга ($5,3 млрд) с середины июня не получает российский газ. В настоящее время продолжаются переговоры о погашении части долга и внесении предоплаты, однако конкретных соглашений пока не достигнуто. Ранее Украина говорила, что в случае достижения договоренности она будет временной. Так или иначе, Украина, как и Евросоюз, старается всеми силами снизить потребление российского газа.
«Европа не хочет закупать российский газ, заявляя об СПГ из Америки и поставках из Ирана, — говорит Константин Симонов. — В такой ситуации у «Газпрома» просто нет иного выхода, кроме как переориентироваться на Азию. А заявление Миллера о цепочках от добычи до сбыта говорит о том, что «Газпром» не верит, что в условиях антироссийских санкций ему дадут нормально продавать газ конечным потребителям Европы».
Гендиректор Optim Consult (Гуанчжоу, Китай) Евгений Колесов отмечает, что сейчас важен не столько факт того, что «Газпром» переориентируется на Азию, сколько сроки строительства инфраструктуры. «На сегодняшний день Китаю не хватает 50-55 млрд кубометров газа (при том, что сама КНР производит порядка 110 млрд кубов), — рассказывает Колесов. — Однако потребности развивающегося быстрыми темпами Китая могут вырасти троекратно уже в ближайшие два-три года». В связи с этим, по словам эксперта, России надо в максимально сжатые сроки строить газопровод, пока столь привлекательный китайский рынок не оказался занят другими поставщиками.
«России важно не потерять газовый рынок КНР, как это было с поставками нефти — затянувшиеся переговоры привели к тому, что Казахстан сильно потеснил Россию в Китае», — указывает Колесов.