Инфляция по итогам 2014 года будет около 8%, заявила на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!» председатель Банка России Эльвира Набиуллина. За последнюю неделю сентября потребительские цены в России выросли на 0,2%. За сентябрь — на 0,7%, с начала года — на 6,3%, подсчитал предварительно Росстат. В прошлом году цены за девять месяцев выросли скромнее — на 4,7%.
По оценке Росстата, за прошедшую неделю куры стали дороже на 0,6%, рыба мороженая, свинина, говядина, колбасы, сосиски и сардельки, консервы мясные, сыры, яйца, конфеты мягкие, глазированные шоколадом, карамель — на 0,3–0,4%.
Плодоовощная продукция росла, как будто на дворе не осень, а весна — в среднем овощи подорожали на 0,7%, в том числе огурцы и помидоры — на 4,5 и 3,5% соответственно, картофель — на 1,7%.
Подорожавшие продукты составляют основу рациона россиян. Но кое-какие продовольственные товары все-таки подешевели под давлением сезонного фактора. Правда, в пределах статистической погрешности. Цены на сахар-песок снизились на 1,1%, пшено, рис и крупу гречневую — на 0,1–0,3%. Морковь и яблоки стали дешевле на 0,6 и 0,5% соответственно.
Цены на бензин автомобильный выросли на 0,2%, на дизельное топливо не изменились.
Замер был подготовлен на основе регистрации потребительских цен на 64 вида важнейших товаров и услуг в 272 городах России, уточнил Росстат.
Цены на продукты росли весь год, но их рост ускорился после присоединения Крыма к России, введения странами Запада экономических санкций и ответного эмбарго (с 7 августа) сроком на год на ввоз мясной, молочной, плодоовощной продукции из ЕС, США, Японии, Австралии, Норвегии и Украины. Пик инфляции пришелся на июль — август.
Российские власти сначала заявляли, что санкции не станут причиной роста цен. Но вскоре объявили, что готовы не допустить значительного роста цен на продовольствие. Для этого планируется применять административные рычаги. В Общественной палате РФ в сентябре был развернут оперативный штаб, который пресекает спекулятивный рост цен на сельхозпродукцию, а также проводит рейды и «реагирует» на наличие в магазинах контрафактных или запрещенных к ввозу товаров.
В правительстве ранее утверждали, что за ростом цен следит лично премьер Дмитрий Медведев. По телевизору показали сюжет, в котором премьер предстал в интерьере продмага и строго спрашивал, почему такие цены и откуда завезли фрукты и рыбу.
В условиях эмбарго Федеральная антимонопольная служба России предложила ввести «продуктовые карточки» для малоимущих слоев населения. При этом в ФАС считают, что эта мера не противоречит нормам ВТО, членом которой является Россия. Но в Минпромторге заявили, что не видят необходимости вводить продажу или раздачу продуктов по «карточкам».
В то же время никто не отменял закон «О торговле», дающий властям право на госрегулирование цен на социал, ьно значимые товары (хлеб, молоко, масло, крупы и т.п.), если цена на них вырастет на 30% в течение месяца. Эта норма была внесена в закон в 2010 году после аномальной засухи. Сейчас, в условиях продовольственного эмбарго, последствия той засухи и вызванный ею спекулятивный рост цен на гречневую крупу выглядят более чем скромной мотивацией для введения госрегулирования продовольствия. Однако сейчас эта норма закона пока не применяется.
Обвальный рост цен случился благодаря девальвации рубля, продовольственному эмбарго и, как это ни странно, высоким процентным ставкам по кредитам, отмечает аналитик «Инстафорекс» Антон Фомин.
«Дело в том, что высокие процентные выплаты по взятым кредитам вынуждают компании, у которых они имеются, повышать цены на услуги и продукты для поддержания положительного платежного баланса. Повышение ключевой отметки ЦБ до 8% с 5,5% в начале года увеличило процентные ставки по корпоративным кредитам на 5–10%, что в свою очередь оказало инфляционное давление на 0,5–1% в абсолютном выражении», — говорит Фомин.
Кроме того, девальвация рубля более чем на 20% с начала года добавила к росту цен еще 2%, а введенное эмбарго на импорт европейских товаров увеличило продовольственную инфляцию с 7% в 2013 году до вполне возможных 12–13% по итогам текущего года, отмечает эксперт.
Инфляция в 2014 году составит 10%, уверен эксперт Русской школы управления Кирилл Линник. «Причины антирекорда — кризис в экономике, вступление в ВТО, санкции и антисанкции, игры спекулянтов на валютном рынке», — говорит Линник, добавляя, что усилия Центробанка по сдерживанию инфляции оказались неэффективными.
«Являясь де-факто одним из крупнейших игроков на валютном рынке, ЦБ занял выжидательную позицию и позволяет спекулянтам играть на повышение», — считает эксперт.
В 2015 году будет спад инфляции до 6–6,5%, в 2016 году возможно снижение до 5,5%, такой прогноз можно объяснить тем, что все негативные эффекты уже были отыграны в 2014 году — начиная от девальвации национальной валюты и заканчивая различного рода геополитическими встрясками. «В 2015 году мы встрясок не ожидаем, поэтому дополнительных стимулов для разгона инфляции не будет», — добавляет Фомин.
Минэкономразвития и ЦБ прогнозируют инфляцию по итогам 2014 года на уровне 7,5%. Впрочем, чиновники признают, что этот прогноз, скорее всего, придется корректировать. В Европе ровно противоположная проблема. Вот уже год рост потребительских цен в еврозоне ниже 1%. Темпы инфляции замедлилась здесь до минимума с октября 2009-го. В сентябре этого года розничные цены выросли всего на 0,3%, что на 0,1% ниже показателя августа. Практически нулевая инфляция является признаком структурной слабости европейской экономики, неоднократно подчеркивал ЕЦБ.