Общий объем государственного долга Франции по итогам второго квартала текущего года превысил €2,023 трлн — отметка в €2 трлн была преодолена впервые, сообщил 30 сентября Национальный институт статистики и экономических исследований (Insee). По сравнению с первым кварталом госдолг увеличился на €28,7 млрд и достиг 95,1% ВВП уже к концу июня, а не к декабрю, как говорилось ранее в прогнозах французского правительства. Для сравнения, государственный долг России, по информации Счетной палаты РФ, за семь месяцев 2014 года сократился на 193,8 млрд руб., или на 1,3%, и составил 7,742 трлн руб. (€154 млрд).
Министерство финансов Пятой республики отмечает, что чрезмерная задолженность складывалась в течение долгого времени: с 2002 по 2012 год размер госдолга Франции увеличился с €930 млрд до €1,86 трлн.
«Политика, которую проводит правительство сейчас, основывается одновременно на оздоровлении государственных финансов за счет программы бюджетной экономии и на стратегии роста, которая должна позволить в дальнейшем остановить увеличение долга», — цитирует ИТАР-ТАСС представителя французского минфина.
Согласно законодательству ЕС, задолженность государства — члена Евросоюза не должна превышать 60% ВВП. Сегодня это правило не выполняют 14 из 27 стран, входящих в ЕС. Худший показатель у Греции (160,5% ВВП), за ней расположились Испания (130,3%), Португалия (127,2%) и Ирландия (125,1%). Наиболее благополучными с точки зрения объема госдолга странами Европы оказались Эстония (10%), Болгария (18%) и Люксембург (22,4%).
Помимо внешнего долга Францию беспокоит заоблачная безработица — более 3,42 млн человек, — и растущий бюджетный дефицит. Ранее Париж обещал довести его уровень до 3% ВВП к 2015 году, но в новом прогнозе говорится, что дефицит сократится до 2,8% ВВП только к 2017 году, когда в стране должны пройти следующие президентские выборы.
Прогноз был опубликован на фоне подготовки годового бюджета, который был представлен правительству министром финансов Мишелем Сапеном в среду, 1 октября.
Правительство Франции планирует стимулировать экономический рост путем сокращения налога на прибыль в попытке повысить покупательскую способность — в следующем году порог уплаты налога на прибыль начнется с суммы в €10 тыс. Ожидается и сокращение государственных расходов на социальное обеспечение на €50 млрд в течение трех лет, а также снижение субсидий в органы местного самоуправления.
Чтобы восполнить изменения, внесенные в спорный «экологический налог» для большегрузных транспортных средств, правительство планирует повысить налог на дизельное топливо на два цента за литр.
Министерство экономики подчеркнуло, что план правительства по «очистке» государственных финансов должен позволить остановить рост долга. «Франция пользуется доверием инвесторов, что позволяет государству, а также компаниям и частным лицам привлекать финансирование по очень низким ставкам», — приводит слова одного из чиновников министерства французское издание The Local. Для борьбы с экономическим кризисом крайне непопулярное среди населения правительство президента Франсуа Олланда уже ввело в действие «Пакт ответственности», который предлагает компаниями налоговые послабления на €40 млрд в обмен на создание 500 тыс. рабочих мест в течение трех лет.
Ключевые факторы, приведшие за последнее десятилетие экономику Франции к нынешнему состоянию, — это бюджетный дефицит, высокие проценты по кредитам из-за общего долгового кризиса еврозоны, а также низкий экономический рост, который давал стране меньше возможностей для сдерживания долговой нагрузки, считает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. «Поэтому вряд ли стоит удивляться негативной динамике госдолга», — сказал эксперт «Газете.Ru».
Проблемы с экономическим ростом в еврозоне носят долговременный характер, они связаны с недостаточной степенью структурных реформ. Скорее всего, сохраняющаяся высокая долговая нагрузка станет основным фактором сдерживания роста как Франции, так и многих других стран Европы.
Кроме того, Париж может попасть в «дефляционную ловушку». «Это фактор риска, который применительно к Европе многими до сих пор недооценивается», —
добавляет Лисоволик. В подобной ситуации крайне важно, какие действия предпримет ЕЦБ для нейтрализации угрозы попадания страны в дефляционную спираль сокращения экономического роста, потому что она может обостриться, особенно на фоне возможного дальнейшего замедления не только в Европе, но и в мировой экономике в целом.
Французская экономика находится в стагнации уже два квартала подряд, рост ВВП страны в третьем квартале составит всего лишь 0,2%. Разногласия между Франсуа Олландом и министром экономики Арно Монтебуром привели к смене кабинета министров в августе нынешнего года. В частности, Монтебур обвинил Германию в «одержимости» бюджетной экономией, что подорвало экономический рост в ЕС в целом и во Франции в частности.
«Это финансовый абсурд, поскольку, тормозя экономический рост, они из-за снижения занятости мешают достижению собственных целей», — говорил он.
В начале августа Олланд признал невозможность достичь намеченного ранее роста в 1%. Тогда же Мишель Сапен добавил, что и в 2015 году ВВП страны прибавит максимум 1%, хотя, согласно предыдущим выкладкам, ожидались 1,7%. В середине сентября рейтинговое агентство Moody's ухудшило прогноз роста экономики Франции на 2014 год с 0,6 до 0,4%, на 2015 год агентство прогнозирует ускорение роста до 0,9%, а в 2018 году — до 1,4%.