Смягчение денежно-кредитной политики и валютные ограничения были бы негативно восприняты инвесторами, заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, выступая на заседании правительства в четверг. Вместе с тем она подтвердила планы ЦБ с 2015 года перейти на режим инфляционного таргетирования, при котором обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежно-кредитной политики.
Ранее Набиуллина не раз высказывала предположения, что удержать инфляцию в 2014 году в пределах прогноза будет сложно, и настаивала на ужесточении денежно-кредитной политики. С этой целью регулятор несколько раз повышал ключевую ставку с 5,5 до 8%. При этом в ЦБ заявляли, что возможно дальнейшее повышение ставки с целью зажима инфляции и стабилизации за счет этого курса рубля.
В то же время вариант смягчения ориентира по инфляции (таргета) обсуждается, рассказал «Газете.Ru» источник в правительстве.
«Таргет по инфляции должен остаться. С этим в принципе никто не спорит. В перспективе нескольких лет он может быть 4%, как, собственно, и определено ЦБ. Сейчас даже не важно, за сколько лет будет достигнут этот ориентир, за три года, как хочет ЦБ, или, может быть, за пять лет. Снижение инфляции как цель должна оставаться».
По его словам, если санкции западных стран не будут нарастать и останутся примерно на том же уровне, как сейчас, то можно уложиться в инфляцию 6%, как и допускает ЦБ. «У них же интересно записано: ориентир в 4,5% для этого года плюс или минус полтора процента. Но если санкции будут закручиваться, тогда, конечно, придется повышать таргет», — пояснил источник.
Повышение таргета необходимо, чтобы ЦБ и правительство, два независимых друг от друга органа власти, могли проводить согласованную политику по стимулированию экономического роста, что подразумевает рост инфляции. Такой политики пока не получается.
Отношения правительства с новым руководством ЦБ строились непросто — независимость мегарегулятора от правительства зачастую воспринималась слишком прямолинейно, рассказывает другой федеральный источник, знакомый с ситуацией. Однако впоследствии руководство ЦБ удалось убедить в том, что «независимость» от исполнительной власти, закрепленная законом, не означает отсутствия контактов и дискуссии между двумя органами власти.
«В последнее время взаимоотношения стали более продуктивными», — отмечает источник.
Политика инфляционного таргетирования введена в России с 2014 года и заключается в поддержке выбранного уровня инфляции. Таргет ЦБ по инфляции на текущий год определен в 5% плюс-минус 1,5%. Эти 1,5% к основному ориентиру заложены на непредвиденные факторы, поясняли ранее в Центробанке.
Непредвиденных факторов с начала года в российской политике и экономике случилось более чем достаточно.
Минэкономразвития в конце августа ухудшило свой прогноз по инфляции на текущий год с 6 до 7–7,5%, мотивировав это введением санкционных ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
О том, что инфляция в этом году будет выше 7%, говорил на заседании правительства в четверг и премьер Дмитрий Медведев. Премьер добавил, что Банк России предлагает завершить переход к таргетированию инфляции и установить начиная с 2016 года целевой ориентир роста потребительских цен на уровне 4% в год.
Премьер подчеркнул, что «здесь подходы разные — кто-то разделяет такой оптимизм, но тем не менее это позиция Центрального банка».
В отличие от чиновников эксперты не испытывают оптимизма относительно перспектив российской экономики. Есть вероятность того, что она уйдет в рецессию в ближайшие 12 месяцев, предупреждали еще в августе аналитики, опрошенные Bloomberg.
Во вторник эксперты Всемирного банка пересмотрели прогноз по росту ВВП России с 1,1 до 0,5% и увеличили ожидания инфляции по итогам года до 8%. В дальнейшем прогнозируемый рост экономики в соответствии с базовым сценарием международной кредитной организации будет еще ниже — немного выше нуля. Этот прогноз и возможные сценарии развития российской экономики, в том числе самые пессимистичные (новые санкции и отключение России от глобальной системы межбанковских рассчетов SWIFT), обсуждались накануне заседания правительства, говорит источник. Аналогичный прогноз по ВВП (+0,3%) дает Fitch.
Источник «Газеты.Ru» в правительственных кругах говорит, что «рост «около нуля» недопустим». Нужно стимулировать экономический рост.
ЦБ должен будет учесть это и смягчить тон в переговорах с правительством.
В прошлом году власти заявляли, что российской экономике необходим рост ВВП как минимум на 5%, в противном случае под угрозой неисполнения окажутся майские указы президента и модернизационный сценарий развития отечественной экономики.
В то же время мегарегулятор в четверг вновь дал понять, что не намерен корректировать политику.
«Все ключевые параметры денежно-кредитной политики указаны в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 и период 2016 и 2017 годов». Проект опубликован на официальном сайте Банка России 12 сентября. На сегодняшний день это самый актуальный документ», — пояснили «Газете.Ru» в ЦБ.
Центробанк не ответственен за экономический рост и по этой причине решает свою задачу — снижение инфляции, объясняет причины жесткой политики регулятора Николай Кондрашов, эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ. «Проблема в том, что политический вес Эльвиры Набиуллиной значительно выше влияния Минэкономразвития, ответственного за состояние экономического роста. МЭР — лишь исполнительный орган. Дисбаланс сил приводит к тому, что стимулирование роста ВВП, как это ни странно, отошло на второй план», — говорит Кондрашов.
Разумеется, снижение инфляции и переход к плавающему рыночному курсу рубля будут способствовать укреплению российской экономики. Но произойдет это в перспективе. Сейчас же главное — остановить замедление экономического роста, а не экспериментировать с инфляцией, отмечает Кондрашов.
Превышение целевого ориентира по инфляции, чего так боится ЦБ, не означает катастрофы.
Экономика России показывала рост даже при двузначной инфляции, достигавшей 12%, напоминает Алексей Девятов из «Уралсиб-Кэпитал».
Советник президента по региональной экономической интеграции Сергей Глазьев сравнил политику ЦБ по зажиму инфляции путем повышения ключевой ставки с введением очередного пакета санкций против России со стороны США и ЕС. «У обоих решений — похожие последствия: условия кредита для российского бизнеса, и без того неудовлетворительные, будут ухудшаться», — говорил ранее Глазьев в эксклюзивном интервью «Газете.Ru».
Результатом такой политики неизбежно станет стагфляция, то есть одновременное падение производства и рост инфляции. Именно это и происходит у нас сейчас, считает Глазьев.