Экономика накануне рецессии, написали в своем отчете экономисты Всемирного банка. По мнению экспертов, главной причиной снижения показателей экономического роста стало резкое сокращение инвестиционного спроса, а также темпов роста потребления. На инвестиционные и потребительские решения напрямую влияет возросшая напряженность между Россией и Украиной и связанные с этим санкции, уверены эксперты. К тому же на потребление повлияли такие факторы, как обесценение рубля и увеличение инфляционного давления.
В дальнейшем расширение санкций приведет к еще более существенному сокращению внутреннего спроса, который сейчас все же остается основной движущей силой экономики, признают эксперты в своем докладе, посвященном состоянию экономики России.
С другой стороны, дальнейшему росту экономики препятствует не завершенный пока пересмотр среднесрочных целей экономической политики в результате изменения геополитической ситуации, предупреждают эксперты. Рецепт для оживления российской экономики эксперты видят все тем же — предсказуемые экономические условия и новая модель развития на основе диверсификации.
Ранее прогнозы по росту российской экономики понизили Bank of America, MerrillLynch и HSBC.
«Если мы ожидаем, что санкции будут разворачиваться, мы не ограничимся теми уровнями, о которых говорит Всемирный банк.
Эффект от введенных продуктовых санкций ЦБ оценивает в 1,5%, ожидая что он будет распределен пропорционально в этом и в следующем году. Если эффект наступит в текущем году, то инфляция может превысить те 8%, о которых нам говорит Всемирный банк, а если санкции будут расширены, то положительный экономический рост может стать для нас вполне оптимистичным сценарием», —
говорит главный экономист Сбербанка Юлия Цепляева.
По мнению экспертов Всемирного банка, меры по стабилизации макроэкономической ситуации, принятые Россией в ответ на изменения в геополитике, были «своевременными и успешными», однако некоторые другие прогнозы властей не настолько хороши. В частности, по мнению экспертов, правительство РФ переоценивает возможности по увеличению производительности труда: существенный потенциал роста есть только в пищевой промышленности, где производственные мощности загружены на 60%. В остальных отраслях для увеличения производительности труда необходимы значительные инвестиции.
Другой возможный просчет — нецелесообразное использование резервного фонда, отмечали эксперты Всемирного банка на презентации своего доклада: резервный фонд целесообразно использовать в качестве буфера для стимулирования экономики через инвестиции, однако лишь меньшая часть фонда обещана на «действительно инвестиционные цели».
«Использовать резервный фонд нужно очень осторожно. Сейчас более 50% фонда предполагается потратить на развитие инфраструктуры, и это подрывает его роль в качестве якоря макроэкономических событий. Если слишком много потратить – это будет воспринято негативно и рынками, и мировыми рейтинговыми агентствами, и может повлиять на суверенный рейтинг. Мы находимся на том этапе, когда часть резервного фонда целесообразно потратить на активацию развития, но большую часть нужно оставить на случай резкого снижения цен на нефть, усиления оттока капитала и разрывов в финансировании для российских корпораций и компаний», — говорит главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.
В то же время эксперты выделяют и позитивные моменты. Например, хотя рост реальных располагаемых доходов населения замедлился почти до нуля (в прошлом году – 4,3%) из-за замедления темпов роста зарплат (особенно сильно зарплаты снизились у работников бюджетного сектора), в целом безработица остается стабильно низкой и даже уменьшилась в первом полугодии 2014 года до 5,3% с 5,6% годом ранее.
С другой стороны, ужесточение кредитно-денежной политики Центральным банком (повышение ключевой ставки на 250 базисных пунктов) рассматривается экспертами как меры, необходимые для экономики РФ. «Мы поддерживаем ЦБ в политике таргетирования инфляции, мы считаем, что это совершенно мудрый подход», — сообщил журналистам директор по России Всемирного банка Михал Рутковски. По мнению экспертов международной организации, придерживаясь заданной линии, в среднесрочной перспективе ЦБ способен достичь снижения инфляции до 4–5%, как и ожидает регулятор.